10-летний мальчик, увлечённый приключенческими романами, увидел в цирке негра и индейца, понял, что они обычные люди, быстро повзрослел, отказался от любимых книг и перестал мечтать о приключениях.
Очень краткое содержание
Рассказчик вспоминает, как в детстве он совершил «чудовищный поступок» — похоронил англичанина и француза.
- Рассказчик
- — мужчина без имени, 32 года, вспоминает о событиях своего детства, когда ему было 10 лет, он был мечтателем, романтиком и жаждал приключений; в нём угадывается автор.
Тогда рассказчик с родителями жил в Севастополе, увлекался романами Луи Буссенара и Майн Рида и мечтал о приключениях.
Однажды в город приехал зверинец и цирк, в котором должны были выступать настоящие негр и индеец. Отец повёл рассказчика на представление. Мальчик был сильно разочарован, потому что негр оказался не каннибалом в набедренной повязке, а фокусником. Индеец не стал снимать скальпы у бледнолицых, удав был похож на большой шарф, а лев слушался дрессировщика, а не пытался его загрызть.
Теперь я и сам недоумеваю: что я надеялся увидеть… Индейца, старательно снимающего скальпы со всего первого ряда обезумевших от ужаса зрителей? Вероятно, это зрелище… меня бы удовлетворило…
После представления отец рассказчика пригласил негра и индейца на ужин. Мальчик разочаровался окончательно, увидев, как экзотические гости едят обычную еду, поют обычные песни и танцуют мазурку.
Следующим утром рассказчик отправился на берег моря и «похоронил» в песке книги любимых авторов — француза Луи Буссенара и англичанина Майн Рида. Так в рассказчике умер дух африканского охотника, он повзрослел и перестал мечтать о пиратах и дальних странах.
Подробный пересказ по главам
Глава 1. Общие рассуждения. Скала
Рассказчик вспоминает старшего друга и наставника, который провозился с ним всю его юность. Друг представлял жизнь, как необъятное, изрытое пустыми могилами поле. По нему движется тяжёлая стеклянная стена и сталкивает людей в могилы. Люди пытаются остановить стену, но их усилия напрасны.
Впереди её — пустые отверстые могилы; сзади — наполненные, засыпанные могилы. И кучка живых людей у края видит прошлое: могилы, могилы и могилы. А остановить стену невозможно.
Стеклянная стена движется и на рассказчика. Перед тем как она столкнёт его в могилу, он хочет рассказать, как в далёком детстве совершил «чудовищный поступок» — под большой жёлтой скалой собственноручно похоронил англичанина и француза.
В те далёкие дни рассказчик жил в Севастополе и категорически не понимал родителей: как можно было выбрать для жизни этот город, когда на свете существуют такие удивительные и полные приключений места, как Филиппинские острова, бескрайние североамериканские прерии или африканские джунгли.
Не признавал мальчик и занятия отца, который «торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром». Рассказчик не был против торговли, но считал, что торговать нужно слоновой костью, золотым песком, сахарным тростником, на худой конец — чернокожими рабами. Мука и свечи были слишком обыденными вещами.
Проза жизни тяготила меня. Я уходил на несколько вёрст от города и, пролёживая целыми днями на пустынном берегу моря, у подножия одинокой скалы, мечтал…
В своём убежище под скалой рассказчик читал книги любимых авторов — Луи Буссенара и Майн Рида и мечтал о приключениях — представлял, как на берег высаживаются пираты и он присоединяется к ним.
Глава 2. Первое разочарование
Однажды отец сообщил рассказчику, что к Пасхе в город приедет зверинец и цирк, в котором будут выступать настоящие негр и индеец. Мальчик еле дождался Пасхи, с бьющимся сердцем вошёл в цирковой шатёр и сильно разочаровался.
Негр был не в набедренной повязке, а в нелепом красном фраке. Он не пожирал людей, как ему было положено, а показывал фокусы, смешил и развлекал публику и «относился ко всем очень заискивающе».
Индеец в национальном костюме был утыкан перьями и стрелял из лука, но у него не было ни ожерелья из зубов медведя гризли, ни скальпов у пояса. Рассказчика удивляло и огорчало, что индеец стрелял из лука в деревянную мишень, а не в своих злейших врагов — бледнолицых.
Живой удав не задушил девушку, которая обмоталась им как шерстяным платком. Лев, царь зверей, гроза саванн, послушно прыгал через обруч и выполнял команды дрессировщика. Рассказчик считал, что всё это в корне неправильно.
Каждый должен делать своё дело: индеец снимать скальп, негр — есть попавших к нему в лапы путешественников, а лев — терзать без разбору того, другого и третьего, потому что… пить-есть всякому надо.
Выходя из цирка, отец сообщил мальчику, что пригласил на ужин негра и индейца.
Глава 3. Второе разочарование
Ужин принёс рассказчику новое разочарование. Негр и индеец явились «в серых пиджаках, которые сидели на них, как перчатка на карандаше». Они христосовались с родителями рассказчика и ели крашеные яйца и куличи, чего, по мнению мальчика, никак не могло быть.
Отец мальчика, выпив лишнего, затянул песню, а индеец ему подпевал. Негр же танцевал с тёткой рассказчика мазурку и ел её только глазами.
Следующим утром рассказчик отправился на берег моря, к своей скале, и в последний раз перелистал любимые книги.
И со страниц на меня глядели индейцы, поющие: «Виют витры, виют буйны», глядели негры, танцующие польку-мазурку… львы прыгали через обруч, и слоны стреляли хоботом из пистолета…
Вздохнув, рассказчик положил их в яму и засыпал песком — «похоронил» француза Луи Буссенара и английского капитана Майн Рида.
Больше рассказчик не думал о приключениях. Он понял, что пиратов нет и быть не может, и начал серьёзнее относиться к жизни. Дух африканского охотника умер в нём, мальчик стал юношей.