Казахский поэт всю жизнь направлял людей на правильный путь. Он помогал нуждающимся, боролся с несправедливостью и писал стихи. Не сумев пережить потерю близких, талантливый просветитель скончался.
Очень краткое содержание
В конце 19-го века в казахской степи жил и творил поэт Ибрагим Кунанбаев, которого все называли Абай.
- Аба́й (Ибраги́м Кунанба́ев)
- — поэт, просветитель и философ из племени Тобыкты́, смуглолицый и темноглазый, с густыми бровями и широкой грудью, высокий и тучный, остроумный и справедливый.
Однажды он приехал в город Семипала́тинск, охваченный эпидемией холеры. Поэт познакомился с местным муллой (исламским священнослужителем), от которого узнал, что другие религиозные деятели наживаются на трагедии. Мулла́ открыто не одобрял поступков своих коллег. Абай старался помочь населению и давал советы по борьбе с болезнью. Религиозные деятели убили муллу. Убийство сошло им с рук. Эпидемия холеры закончилась.
С другом семьи Абая случилось несчастье. Он влюбился в девушку, которая уже была засватана. Возлюбленные сбежали, но за ними началась погоня. Абай и его сын добились суда для молодых людей, после которого возлюбленные воссоединились.
Любимый сын Абая, который уже давно боролся с туберкулёзом, стал чувствовать себя хуже. Несмотря на лечение и заботу родных, мужчина скончался в расцвете сил. Для Абая это стало ударом.
Поэт разрешил земельный спор не в пользу своего родного племени, а в пользу «врагов». Озлобленные земляки жестоко избили Абая. Люди, уставшие от издевательств, решили объединиться и отомстить за себя и поэта. Толпой они прискакали в аул главного зачинщика всех конфликтов и разрушили его.
Многие аулы пострадали из-за страшного мороза. Люди голодали, скот умирал. Сын Абая тяжело заболел и очень быстро умер. Потом поэт узнал о смерти двух своих близких друзей. Не сумев справиться с горем, Абай умер.
Так в густом сером тумане холодной предутренней поры великая душа поэта покинула мир. Абай отошёл на следующий день после сорокадневных поминок по Магашу.
Подробный пересказ по главам
Названия глав — условные.
Во мраке
Глава 1. Эпидемия
Абай приехал в Семипалатинск и остановился в пригороде у своих земляков. От них поэт узнал, что в городе свирепствует холера.
Русский друг Абая рассказал, что во время похорон умерших от холеры казахов выносили из ю́рты (переносного жилища), а близкие возвращались туда, читали молитву и ели. Друг, зная, каким авторитетом пользуется поэт у казахов, попросил Абая убедить население не продолжать эту традицию, чтобы болезнь не распространялась.
Абай переехал к знакомому ташкентцу и встретился с муллой Сармоллой.
- Сармолла́
- — мулла мечети в Семипалатинске, высокий, осанистый, с густыми бровями и пышной рыжевато-золотистой бородой, честолюбивый, обучает детей грамоте, человек широких взглядов.
Сармолла рассказал, что некоторые муллы получают большие деньги за религиозные обряды над многочисленными умершими и не стесняются этого. Абай посоветовал ему обратиться к народу и объяснить, как передаётся болезнь.
Глава 2. Споры и разногласия
На пятничную молитву пришло много людей. Има́м (духовное лицо, заведующий мечетью) прочитал молитву и сказал, что холера — наказание людям за их грехи. После речи имама неожиданно для всех вышел Сармолла. Мулла попросил людей проявить осторожность, а в конце речи упомянул Абая, который переживал за народ. Прихожане поддержали Сармоллу.
Другие религиозные деятели отвели муллу в сторону и набросились с упрёками. Не забыли упомянуть и Абая, который, по их мнению, своими речами уводил людей с праведного пути.
После спора хазре́т (исламский религиозный статус) поспешил уйти, но мулла догнал его и рассказал, что сам видел, как другие муллы стучат по спрятанным под мечетью пустым гробам и причитают: «Почему нет смертей?». Мулла считал, что их слова навлекли холеру, и грозился рассказать об этом прихожанам мечети. Никто из религиозных деятелей не промолвил ни слова в своё оправдание.
Через неделю эпидемия холеры усилилась. Абай тяжело переживал каждую смерть. Ему было мучительно осознавать своё бессилие.
К Абаю приехали Абиш с молодой женой.
- Аби́ш (Абдрахма́н Ускенба́ев)
- — любимый сын Абая, отучился в артиллерийском училище в Санк-Петербурге, имеет чин поручика, знает русский язык, недавно женился, есть дочь, умный, любит музыку, болеет туберкулёзом.
Глава 3. Смерть «мученика»
Абиш с женой остановились у одного образованного казаха. Абай рассказал сыну историю Сармоллы. Абиш посоветовал отцу заступиться за муллу.
Всю неделю поэт ежедневно посещал городские базары, где советовал людям, как бороться с холерой. Его слушали десятки людей. Жадные религиозные деятели были в бешенстве.
Религиозные деятели попросили у хазрета разрешение провести жертвоприношение.
— Ваш покойный отец, святой Ак-ишан, когда народ умирал от чёрной оспы, велел ничего не жалеть для бога. Скажите, святой отец, народу, какую жертву он должен принести, чтобы спастись?
Хазрет не мог собраться с мыслями и только заключил, что жертвоприношение будет одобрено пророком.
На следующий день после посещения цирюльника Сармолла направился домой. Около дома муллу подкараулила толпа мужчин и избила. Полумёртвого Сармоллу ударили кинжалом в грудь, а потом перерезали горло.
После утренней молитвы религиозные деятели сообщили прихожанам об убийстве Сармоллы. По их словам, путь избавления от холеры один — принести в жертву лучшего из лучших. Человек, который погиб такой смертью, становился мучеником, а убийцы не были грешниками. Сармоллу поспешно похоронили, а дело закрыли.
Заканчивался август. Эпидемия пошла на убыль. Люди поверили, что смерть Сармоллы стала избавлением от холеры. Абая охватила безысходность. Вечерами он писал стихи.
Над бездной
Глава 1. Сбежавшие влюблённые
Когда Абиш ездил в аул к своей будущей жене, его сопровождал Дармен.
- Дарме́н
- — поэт-певец, друг детей Абая, считает Абая «отцом», смуглолицый, черноглазый, с небольшими усами, мягкий, жизнерадостный, доблестный, играет на домбре.
Там он влюбился в девушку, но оказалось, что пять лет назад она была засватана. Её жених умер, и права на свадьбу с ней предъявил брат умершего. Возлюбленные решили сбежать.
Дармен приехал к Абаю и попросил помощи. Когда он сбежал с любимой, всадники бросились за ними в погоню. Абай посоветовал другу найти убежище и подать прошение.
Дармен с любимой и друзьями дошёл до Зато́на — обширной рабочей окраины Семипалатинска. Молодые люди остановились у своего надёжного друга.
Абиш написал от имени любимой Дармена два прошения: одно уездному начальнику, а второе — председателю окружного суда. В них девушка просила защиты и свободы. Абиш с женой приехали к Дармену, и его любимая подписала прошения.
Главы 2–3. Счастливая развязка пламенной любви
Пока Абиш ездил к уездному начальнику и в окружной суд, на дом, где укрывался Дармен, напали сорок человек и увезли влюблённых. Абиш с друзьями бросился в погоню.
Увидев, что от берегов Иртыша отплывает паром, Абиш приказал рулевому поворачивать к берегу. На берегу Абиш сказал полицейскому, что на пароме находятся преступники, которые устроили кровопролитие и украли девушку. Абиш приказал никого не выпускать.
Затем Абиш поскакал в канцелярию уездного начальника и рассказал ему обо всём. Через полчаса к переправе приехали полицейские. Дармена и его любимую освободили. Дело о разбое передали моровому судье.
Абиш вместе с влюблёнными пришёл к уездному начальнику. Девушка рассказала начальнику о своей любви.
— …Я по собственной воле хочу выйти замуж за этого жигита, его зовут Дармен, он мой жених! Я прошу вас быть моим заступником. Я желаю свободы по русскому закону.
Начальник сообщил, что не он решает такие дела, а суд. На время Дармена и его любимую разделили. Многие друзья и знакомые влюблённой пары написали прошение в их пользу.
В конце сентября Абиш по долгу службы уехал в Алма́-Ату́, а в январе прошёл суд по делу Дармена. Суд разрешил девушке распоряжаться своей судьбой, как она сама хочет. Влюблённые, наконец, воссоединились.
В кручине
Главы 1–2. Новые испытания
Абай и Дармен приехали в аул к друзьям. Пока они гостили, умер дядя Дармена. Сына умершего Абай отправил учиться.
Следующая осень была очень плодотворной для творчества Абая. Он написал много стихотворений.
Однажды друг привёз Абаю письмо от Абиша. Тот писал, что болеет уже два месяца и ложится в лазарет. Потрясённый Абай отправил в Алма-Ату младшего сына.
Всю ночь Абай провёл в полном одиночестве, проживая мучительное горестное волнение… Изредка со всей страстью переживаемого горя он повторял дорогое имя далёкого сына: «Мой Абиш!», «Абиш!»…
Главы 3–4. Страшная смерть светлого человека
Абай приехал в Семипалатинск, где получил письма от сыновей. Абишу стало лучше. Брат забрал его из лазарета и перевёз в дом знакомого казаха. Каждый день к больному приходил доктор. Абай немного успокоился.
В Алма-Аты к Абишу приходил знаменитый врач, но лечение не помогало и с каждым днём больному становилось хуже. К концу зимы Абиш уже не мог встать с кровати. Ночь перед смертью он провёл без движения и утром умер. Абишу было всего 27 лет.
Благодарная душа, томящаяся между бытием и смертью, медленно покидала границы жизни.
Абиш скончался, когда в окнах забрезжил медленный рассвет.
Для Абая рухнула опора его жизни. Когда поэт оставался в одиночестве, то писал стихи. В середине мая тело Абиша привезли в родные края и похоронили. Жена Абиша была вне себя от горя.
Во вражде
Глава 1. Земельный спор
К Абаю приехал племянник и сообщил, что владельцы соседних земель затеяли вражду и собираются забрать часть земель Тобыкты. Помогать родным Абай не собирался.
Когда путники ушли, Абай объяснил жене, что кокенцы действуют на законном основании. Эти земли издавна принадлежат им, а тобыктинцы захватили их силой. Спор об этой земле был не решён. Сто всадников Тобыкты отправились воевать с «врагами» — решили затаиться, а ночью напасть на кокенцев.
Кокенцы были хлебопашцами и занимались ремеслом. Они решили вернуть свои земли, которые отлично подходили для выращивания хлеба. Кокенцы знали о замыслах Тобыкты и готовились дать отпор врагу. Кровопролитие длилось всю ночь. Под утро воины Тобыкты сбежали.
Глава 2–3. Расплата за справедливость
В урочище Копа́ прошёл съезд. Кокенцы предъявили иск тобыктинцам. На сбор приехал Абай и выступил перед простыми людьми и чиновниками. Он сказал, что спорная земля всегда принадлежала кокенцам, а тобыктинцы только и делали, что натравливали людей друг на друга ради своих целей. В конце речи поэт объявил, что дело надо решить в пользу кокенцев. Тобыктинцы проиграли спор.
Абай приехал на выборы волостного управителя. В юрту поэта вошли пятнадцать человек с оружием и жестоко его избили.
Жена Абиша не смогла справиться с горем от потери любимого и вскоре умерла.
В схватке
Главы 1–2. Заступники
В Семипалатинске именитые казахи из крупных родов собрались на особое совещание. Мужчины восхваляли Абая и обещали заступиться за него. Сначала поэту не понравилось их рвение, но потом он согласился, что дело об избиении следует уладить миром.
Глава 3. Плохая идея
Наступил 1900 год. Абая пригласили в Семипалатинск религиозные деятели. Они хотели создать муфти́ят — организацию, которая объединит мусульман для изучения и распространения ислама. Мужчины хотели знать мнение поэта.
После разговора со своим русским другом, Абай объявил, что это плохая идея. Муфтият отдалит казахов от русских и ужесточит положение женщин. Он считал, что вместо этого нужно учиться.
В гололедицу
Главы 1–2. Плохие новости
Абай узнал, что его сын болен и с каждым днём ему становится хуже. Поэт встретился со своим русским другом, от которого узнал, что в России назревает революция, а правительство затевает войну с Японией. Друг желал, чтобы русское правительство проиграло эту войну, ведь в таком случае силы революции возрастут.
Врач сообщил, что сына Абая не вылечить. Русско-японская война началась, как и говорил друг Абая. Поэт страдал, он не мог спать и постоянно думал о плохом.
Глава 3. Смерть великого поэта
Все аулы пострадали из-за суровой зимы. Для скота не было корма, животные умирали. Много людей погибло из-за нехватки топлива и голода.
Табунщик Абая перегонял лошадей в аул поэта. В пути случилось несчастье: начался ужасный буран, лошадей уносило ветром. К тому же на животных набросилась волчья стая. Часть коней разбежалась, часть была съедена хищниками, а часть утонула в сугробах. Только через неделю нашли тело табунщика.
Наступил апрель. Долго мучившийся от болезни сын Абая умер. На похоронах было очень много людей. Некоторые бедняки пешком приходили в аул Абая, чтобы попрощаться с юношей. Поэт воспринимал всё это как собственную смерть.
Через двенадцать дней Дармен сообщил Абаю, что два самых близких друга поэта тоже скончались. Абай обезумел от горя. Его близкие ухаживали за ним, а сам поэт был ко всему безразличен.
На сороковой день после похорон сына великий поэт и просветитель Абай умер.
Горячее биение большого сердца остановилось. Благородная жизнь, подобная обильной реке, несущей свои животворные воды через иссыхающую от жажды пустынную степь, иссякла.
Эпилог
Приближалась осень. К востоку от зимовки, где родился и вырос Абай, построили мавзолей. Здесь покоился поэт и его младший брат. Многие люди приходили сюда, чтобы вспомнить Абая. Горько плакала и проникновенно пела любимая жена поэта.