О том, как мыслят ракетостроители и как использовать их стратегии в профессиональной и повседневной жизни.
Первый полет самолета, первый запуск человека в космос, первая экспедиция на Луну — все эти гигантские скачки были триумфом не только развития технологий, но и особого мышления ученых-ракетостроителей, которым удалось, казалось бы, невозможное.
Вероятно, что со временем это мышление поможет людям колонизировать другие планеты и превратит нас в межпланетный вид. Ракетостроители смотрят на мир особым образом, ставя перед собой невероятные задачи и добиваясь их решения. Их не отпугивают неудачи, они лишь поощряют их искать ответы и двигаться дальше. Они работают не на сиюминутные достижения, а на долгосрочные цели.
Ракетостроители имеют дело с космосом, где условия значительно отличаются от земных. Они отправляют в космос хрупкий космический корабль, где в любой момент может выйти из строя любая деталь, и тогда ученые с Земли выявляют проблему и дают рекомендации астронавтам или космонавтам. Сегодня, по мнению автора книги, ученого-ракетостроителя Озана Варола, ракетно-научное мышление — это необходимость, потому что мир стремительно развивается, и мы должны идти с ним в ногу. Постоянно возникают новые и незнакомые проблемы, и люди, которые умеют их решать, всегда будут оставаться востребованными. Это не значит, что для развития подобного мышления нужно знать детали ракетного двигателя или теорию относительности. В своей книге автор не даёт основы астрофизики, а учит мыслить как ученые-ракетостроители.
Идея 1. Не стоит бороться с неопределенностью, лучше использовать ее силу
Человек не любит неопределенность, это заложено эволюцией. Наши предки избегали и боялись всего неизвестного, ведь оно могло угрожать их существованию. Сегодня мы тоже жаждем определенности, причем ищем ее там, где ее нет и быть не должно.
Мы так стремимся контролировать окружающую действительность, что даже не стараемся как следует ее понять. Автор сравнивает это стремление к определенности с известной байкой о пьянице, который ищет свои ключи под фонарем, хотя знает, что потерял их совсем не там. Искать под фонарем удобно и безопасно, правда, ключей там нет. Но идти в темноту неприятно. Многие настолько боятся сделать первый шаг в неизвестность, что предпочитают незавидное положение, зато определенное.
Человек с задатками предпринимателя не может покинуть рабочее место из-за регулярной зарплаты — как знать, вдруг он потеряет и ее, ничего не получив взамен, если его предприятие провалится? Фармацевтические компании не разрабатывают по-настоящему прорывных лекарств, предпочитая вносить небольшие изменения в хорошо известные, проверенные препараты. Правда, они лишь немного облегчают симптомы, но зато не могут сильно навредить. Держась за определенность, мы не можем совершать прорывы.
Математик Эндрю Уайлз 7 лет работал над теоремой Ферма. В 1993 году он объявил, что сумел ее доказать, но оказалось, что в самую важную часть доказательства теоремы вкралась ошибка. Только через год и с помощью другого математика ему наконец удалось разгадать старую математическую тайну.
Процесс разгадки Уайлз сравнил с блужданием по огромному темному дому, где нужно найти выключатель. Сначала вы долго блуждаете во тьме, натыкаясь на предметы мебели. Вы полностью дезориентированы, но не оставляете попыток и наконец находите выключатель. Одна комната освещена, но теперь нужно двигаться дальше, и процесс поисков повторяется в другой комнате, и так, пока весь дом не будет освещен. Эйнштейн тоже сравнивал свой процесс прорывов с движением в темноте. В итоге все оказывается простым и очевидным, но прежде чем к этому прийти, требуются годы поиска в темноте.
Для тех, кто совершает настоящие прорывы, в темноте намного интереснее, чем в светлых помещениях, где все ясно и понятно с первого взгляда. Школьное образование не учит прорывному мышлению. Все идет по единственно возможной научной программе, единственному способу изучения науки и стандартизированным тестам. В школе не учат тому, как долго и мучительно ученые искали ответы на вопросы, там знакомят с готовыми ответами.
Мы взрослеем, но продолжаем жить по этим представлениям. На каждый вопрос есть единственный правильный ответ, и он был открыт кем-то задолго до нас. И потому достаточно поискать в Google, чтобы ознакомиться с ним. Конечно, эти правильные ответы нужно знать, но они не конечная точка, а только начало. Неопределенность создает интригу, подпитывает наше любопытство. Прогресс рождается там, где возникает неуверенность. Мы уверены в точности наших знаний, но они могут оказаться лишь иллюзией.
Прогресс в любой области, будь то ракетостроение, кино, новое предприятие, происходит в темных комнатах. Но мы боимся темноты. Наши страхи не дают нам двигаться вперед, когда мы относимся к неопределенности как к врагу.
Стивен Спилберг признавался, что в начале каждой сцены он находится в полной неопределенности и нервничает. Он не знает, как все пойдет, как сыграют актеры, где должна быть камера и как все будет выглядеть. Другой бы на его месте запаниковал, но Спилберг предвкушает этот момент и считает его огромным удовольствием.
В большинстве темных комнат двойные двери, через которые в любой момент можно вернуться на прежнее место, если что-то пойдет не так. Для этого достаточно оставить дверь незапертой. Так действовал Ричард Брэнсон, когда запускал свою авиакомпанию Virgin Atlantic. Он договорился с Boeing, у которой купил первый самолет, что если его авиакомпания не будет давать прибыль, самолет можно вернуть.
Когда неопределенность не имеет к нам прямого отношения, она часто бывает привлекательной. Люди любят смотреть фильмы с запутанным, загадочным сюжетом, читать романы Кинга или детективы, зная, что рано или поздно все тайны раскроются. Но если у неопределенности нет границ, большинство из нас испытывает дискомфорт.
Чтобы избавиться от чувства тревоги, автор советует для начала определить свой страх, подумать о том, о чем в первую очередь следует тревожиться. Очень удобно сделать это в письменной форме — записать ручкой на бумаге. Что может пойти не так? Каков наихудший сценарий событий? Насколько это вероятно? Когда человек записывает свои опасения, он превращает неизвестное в определенное. Кроме того, может обнаружиться, что большинство страхов надуманное, а чувство неуверенности не соответствует этим страхам.