Благодаря технологиям миллионы людей выбрались из нищеты, а значительная часть человечества стала жить лучше. Тем не менее индустриальная революция оказала не только позитивное влияние на жизнь людей: клубы дыма изменили климат, поток дешевых товаров привел к чрезмерному потреблению и производству невероятного количества отходов, а индустриализация сельского хозяйства стала причиной природных и техногенных катастроф.
Сегодня мы нуждаемся в инновационных продуктах, которые сбалансируют потребности человека и общества в целом, а также в идеях по улучшению здоровья, образования и уровня жизни. Дизайн-мышление — это использование дизайнерских инструментов людьми, которые далеки от дизайна, для решения широкого спектра задач. Дизайн-мышление основано преимущественно на интуиции, умении распознавать модели поведения и создавать идеи, которые несут не только функциональную, но и эмоциональную нагрузку. К сожалению, немногие из нас рискуют создать бизнес, полагаясь на чувства, интуицию и вдохновение, однако в современном мире и у полностью рационального бизнеса мало шансов на успех.
Наиболее прогрессивные компании выбирают третий путь — интеграцию эмоций и расчета: дизайнеры не просто «украшают» готовый продукт, а принимают активное участие в его разработке. Принципы дизайн-мышления применимы в самых разных областях: от лечения детского ожирения до профилактики преступлений, от ракетной промышленности до климатических изменений. Дизайн-мышление более не ограничивается созданием новых материальных продуктов, оно распространяется на различные процессы и услуги, а также взаимодействие, общение и сотрудничество. Переход от дизайн-делания к дизайн-мышлению отражает осознание невероятных возможностей дизайна, которые слишком привлекательны, чтобы их использовали только дизайнеры.
Эволюция дизайн-делания в дизайн-мышление — это движение от создания продукта к анализу отношений между людьми и продуктами и межличностных отношений.
Книга сфокусирована на использовании дизайн-мышления как в деловой, так и в личной жизни и проиллюстрирована многочисленными примерами революционных решений компании IDEO, которой управляет автор, — как для компаний из списка Fortune 100, так и для небольших провинциальных фирм. Все эти проекты демонстрируют невероятный потенциал дизайн-мышления в изменении мира.
1. Кто такие дизайн-мыслители?
В отличие от сторонников научной организации управления, дизайн-мыслители знают, что не существует единственно верного пути к цели. Где бы они ни оказались, они становятся инициаторами инноваций.
1.1. Инновации
Создавая нечто инновационное, обращайте внимание на отправную точку и всевозможные знаки, встречающиеся на пути. Сама же инновация находится на пересечении трех циклов:
• вдохновение — то, что мотивирует к поиску решений и возможностей;
• создание идей — процесс генерации, развития и тестирования идей;
• применение — путь из офиса на рынок.
Проекты оптимизируют идеи и исследует новые направления. Повторяющаяся нелинейная природа проекта объясняется исследовательской сущностью дизайн-мышления, а вовсе не слабой дисциплиной и недостаточной организованностью. На первый взгляд, итерационный подход грозит затягиванием процесса. На самом деле все как раз наоборот: команда, которая не связана четкими временными ограничениями, оказывается более продуктивной. Предсказуемость ведет к скуке, а скука — к потере талантливых членов команды и результатам, которые легко поддаются копированию конкурентами. К тому же истории известно много случаев, когда проекты, управляемые традиционными методами, затягивались на месяцы и даже годы. Проактивным дизайн-мыслителям не грозят подобные задержки: они выпускают прототипы, начиная с первого дня, и регулярно их улучшают. Как говорят в IDEO, «кто раньше ошибется, тот быстрее добьется успеха».
В основе дизайн-мышления лежит позитивное отношение к конкурентным ограничениям. На первой стадии дизайнерского процесса важно определить серьезные ограничения и оценить их. Ограничения лучше всего рассматривать исходя из трех критериев успешных идей:
• реализуемость — насколько функциональна идея;
• жизнеспособность — может ли идея стать частью бизнес-модели;
• целесообразность — имеет ли идея смысл и ценность для людей.
Опытный дизайнер умеет преодолеть каждое из этих ограничений, а дизайн-мыслитель может их сбалансировать.
Популярная консоль для видеоигр Nintendo Wii — отличный пример баланса реализуемости, жизнеспособности и целесообразности. Компания Nintendo вовремя поняла, что можно сместить фокус с экранной графики, и разработала технологию жестикуляционного контроля, что снизило производственные затраты и многократно увеличило прибыль.
Дизайн-мыслители не решают отдельные проблемы, а занимаются проектом в целом. Проект — это та движущая сила, которая ведет идею от зарождения к воплощению. Дизайн-мышление создает естественные временные рамки, что обеспечивает дисциплину и дает возможность видеть прогресс, вносить изменения на любом этапе и менять направление деятельности. Таким образом, ясность, направление и границы проекта помогают поддерживать стабильно высокий уровень творческой энергии.
Google и производитель велосипедов Specialized совместно придумали дизайнерский конкурс «Изобрети новый велосипед или умри». Целью конкурса стало использование велотехнологий для изменения мира. После нескольких недель мозговых штурмов и создания прототипов будущая команда-победитель определила направление деятельности: более 1 миллиарда людей в развивающих странах не имеют доступа к чистой питьевой воде. Обсуждались вопросы: мобильный или стационарный? трейлер или багажник? В результате был создан работающий прототип, который назвали аквадактом. Эти трехколесные велосипеды, фильтрующие воду в процессе транспортировки, колесят теперь по миру, снабжая отдаленные районы чистой водой. Секрет успеха этого изобретения в четких ограничениях (педальная технология), бюджете на разработку ($ 0.00) и конкретных сроках.
1.2. Подготовка
Первые 7 дней доступа — бесплатно.