О том, как игра влияет на мозг, почему она необходима для нормального развития человека и почему мы не должны стыдиться желания играть.
Вырастая, люди часто с грустью вспоминают о своих детских забавах, о радостях игр, которые они добровольно оставили в прошлом. Они уверены, что взрослым играть не подобает и что возраст требует быть серьезными. Стюарт Браун — врач, психиатр, специализирующийся на исследованиях влияния игры на жизнь человека, неоднократно замечал, что когда он заговаривает об играх детей, разговор часто переходит на игру в жизни их родителей. Он использует игровую терапию, помогая людям с клинической депрессией, консультирует представителей бизнеса о повышении вовлеченности сотрудников и улучшения рабочей атмосферы и дает советы родителям, которые хотят, чтобы их дети играли в здоровые игры. В ходе своих исследований он обнаружил, что игра — это один из важнейших факторов полноценной и счастливой жизни и что часто, чтобы улучшить самочувствие, людям достаточно вспомнить, что такое игра, и сделать ее частью повседневной жизни, восстановив свою «игровую историю». Игра не только помогает улучшить самочувствие, она необходима для поддержания отношений с другими людьми и для развития инноваций. В основе всей нашей культуры лежит игра.
Игра сродни первобытному инстинкту, по выражению автора, она «предсознательна и довербальна», это одна из биологических основ жизни. Детеныши млекопитающих сразу после рождения начинают играть друг с другом. Люди так же отдаются игре, будто следуя древнему инстинкту.
Чтобы понять важность игры для человека, автор предлагает представить, как бы выглядел мир без игры. Это был бы не только мир без детских игр и шалостей, но и мир без книг, спорта, фильмов, музыки, всего искусства. В нем не было бы флирта, юмора, воображения. Это было бы удивительно серое и безжизненное место. Браун рассматривает игру в широком смысле — как то, что поднимает людей над прозой жизни. Он сравнивает ее с кислородом — игра повсюду, но чаще всего ее не замечают и не ценят, пока не лишатся.
Часто во взрослом возрасте люди перестают играть, и игра начинает ассоциироваться у них с чувством вины — с пустой тратой времени или даже грехом. Они считают, что должны остаться лишь продуктивные и организованные занятия, которые приносят измеримую пользу — помогают заработать денег, выделиться среди конкурентов, продвинуться по карьере. Иногда игра уходит из жизни из-за забот, которые наваливаются на человека. Кто-то может сказать, что взрослая жизнь ставит совсем иные вызовы и задачи и что игре в ней не место. По мнению автора, это заблуждение. Хорошая игра становится катализатором положительных изменений в жизни даже в небольших количествах. Она вовсе не вредит продуктивности, а наоборот, придает энергии.
Идея 1. Игре сложно дать определение, но можно выделить ее основные характеристики
Для разных людей игра может означать разные вещи, порой диаметрально противоположные, но главное, что объединяет разные игры — интенсивное удовольствие, это самая очевидная характеристика игры. Она дарит радость, улучшает настроение, помогает не падать духом в сложные времена, придает энергии, помогает увидеть новые возможности. Однако у игры есть и другие важные характеристики.
Первое качество — очевидная бесцельность. У игры нет четко выраженной практической цели. С виду кажется, что игры не дают ничего полезного для выживания, поэтому многие считают игру пустой тратой времени.
Второе обязательное качество — добровольность. В игры играют, потому что хотят, а не потому что обязаны или вынуждены.
Третья характеристика — неотъемлемая привлекательность. Игра приносит радость, вызывает приятные эмоции, доставляет удовольствие и избавляет от скуки.
Четвертая характеристика — свобода от времени. Увлекательная игра заставляет забыть о времени.
Пятое качество — ослабление самосознания. Как и со временем, мы забываем о том, как выглядим, какое впечатление производим, во время игры мы находимся в состоянии «потока».
Шестая характеристика — потенциал для импровизации. В игре мы открыты для шанса, можем включить в нее новые элементы, в процессе нас может посетить озарение, относящееся к нашей неигровой деятельности и не связанное непосредственно с игрой. Например, во время постройки песочного замка инженера может посетить полезная рабочая идея.
Последняя характеристика игры — желание продолжать. Играя, мы не хотим останавливаться, а после завершения, стремимся ее повторить.
По мнению автора, эти качества делают игру самой сутью свободы, она дает нам хотя бы на время избавиться от ограничений обыденной жизни.
Идея 2. Игра — очень важный биологический процесс
Почему мы играем? Чтобы ответить на этот вопрос и понять роль игры в человеческой жизни, нужно узнать, какое значение имеет игра в жизни других видов, рассмотреть ее в биологическом и эволюционном контексте.
С одной стороны, для игры характерна очевидная бесцельность, с другой — у нее определенно должен быть эволюционный смысл, так как она невероятно распространена в животном царстве, в особенности у социальных млекопитающих, таких как обезьяны, кошки, волки, гиены, грызуны, собаки, детеныши которых ведут между собой шутливые бои. Есть и многочисленные примеры игр уже взрослых животных. Автор рассказывает, как бизоны, радостно ревя, скользят копытами по замерзшей поверхности, а бегемоты делают обратное сальто в воде. Игра встречается не только у высокоразвитых млекопитающих. Есть примеры игрового поведения и среди пернатых — например, было зафиксировано, как взрослые вороны съезжают на спине по снежному склону. Осьминоги, которые считаются самыми умными среди всех беспозвоночных, тоже играют, манипулируя предметами.
Очевидно, что должна существовать причина такой распространенности игрового поведения среди разных видов. Игра должна давать преимущества с точки зрения выживания, иначе это поведение не сохранилось бы в ходе естественного отбора. Игра отнимает время и энергию, во время игры животное подвергается большему риску — не может следить за обстановкой и становится более уязвимым для хищников. Игра должна давать существенное эволюционное преимущество, которое бы покрывало этот риск.