О том, что помогает ускорять успех.
Почему кому-то нужно долго и упорно работать, но в итоге так и не достигнуть успеха? Тогда как другому все как будто само падает в руки? В чем секрет — в удаче, везении, трудоголизме? Шейн Сноу считает, что дело в другом.
Он начинает свою книгу «Smartcuts» рассказом о том, как его приятель Нейт в студенческие годы побил рекорд скорости в старой и всем хорошо знакомой компьютерной игре «Супербратья Марио», играя на приставке Nintendo.
Каждый уровень был сложнее предыдущего, Марио надо было взбираться вверх по бесконечным трубам, то и дело куда-то проваливаясь и отражая атаки монстров. Прежний рекорд — время, за которое игрок прошел все уровни, был 33 минуты с небольшим. Нейт прошел игру за шесть минут. Как ему это удалось?
Создатели игры, помимо обычных труб, по которым бегает Марио, для особо преданных поклонников вставили в нее «тайные» трубы — неприметные, заросшие грязью, куда никто из игроков не совался. Однако если их обнаружить и загнать туда веселого сантехника Марио, он будет проскакивать с одного уровня на другой за несколько секунд.
Эта аналогия не о том, что лучший игрок будет играть до тех пор, пока не обнаружит тайный ход, говорит Шейн. Она о том, что с помощью этого хода можно пропустить те уровни, на которых высока вероятность быть убитым.
То же происходит и в бизнесе, и в жизни вообще. Большинство людей следует проторенной дорожкой, тратит время, силы и средства, в итоге добиваясь (или не добиваясь) своего. Кто-то заранее прикидывает свои возможности и даже не берется прорываться вверх, довольствуясь тем, что имеет. Но есть и другие люди. Они ищут способ пропустить то, что отнимает время и силы. Свои усилия они сосредотачивают именно на этой задаче, и чаще всего добиваются успеха гораздо раньше, чем те, кто мыслит линейно.
Линейное мышление несовершенно. В любую эпоху и в любой стране, считает Сноу, появляются люди, которые делают в рекордно короткие сроки самые невероятные вещи. Это касается научных открытий, новых технологий, построения бизнеса, спорта и многого другого. Подобно хакерам, они ломают привычные представления и пролагают кратчайший путь к своим целям. И они не просто добиваются личного успеха — их достижения меняют мир.
Идея 1. Сократите лестницу, ведущую к успеху
Сноу проанализировал американский политический истеблишмент за все время его существования и пришел к интересному выводу: почти у всех президентов путь к власти был намного короче, чем у конгрессменов и сенаторов. Казалось бы, они должны были долго и последовательно подниматься по ступенькам, одна за другой, но в среднем они проводили на руководящих должностях в Конгрессе не больше семи лет, а многие из них никогда не занимали выборных должностей. Сноу предполагает, что они изобрели собственный трап к успеху, а не использовали длинную карьерную лестницу. Коротко этот трап можно охарактеризовать как лучший способ подняться как можно быстрее и с наименьшими потерями.
Самая длинная политическая карьера была у президента Эндрю Джонсона. Он долгие годы был сенатором, военным губернатором и вице-президентом при Линкольне, которого тот взял на эту должность, чтобы сгладить напряженность между южанами и северянами (Джонсон был южанином). После убийства Линкольна он занял президентский пост по закону, но это был крайне неудачный президент: вздорный, сварливый, недальновидный. И это несмотря на предыдущие заслуги и богатый опыт.
Хорошо справлялись те президенты, которые, по мнению Сноу, были успешны в других областях, например военные. Публика зачла им их прошлые успехи и охотно за них голосовала. Вашингтон командовал армией, Эйзенхауэр сыграл большую роль во Второй мировой войне, Вудро Вильсон прекрасно преподавал в университете. Кеннеди был героем войны и лауреатом Пулитцеровской премии. Сноу приводит аналогию с песней Синатры, который поет о Нью-Йорке. Если человек сумел покорить Нью-Йорк, все остальное ему тоже по плечу. Так и будущие президенты смогли покорить сердца избирателей своими заслугами, пропустив ступеньки в виде долгого пребывания в Конгрессе, где на всю жизнь застревают их менее обаятельные и смышленые коллеги. Их путь наверх не был строго вертикальным — они, прежде чем прийти к власти, пробовали себя в разных областях (боковых ступеньках) и в итоге быстро оказались наверху.
Сейчас в политике, науке, бизнесе и образовании пришло время необычных лестниц, считает Сноу. Медлительность и долгое карабканье вверх должны уйти в прошлое. Чтобы быть успешными, нужно думать как хакеры, максимально сокращая путь к цели.
Идея 2. В качестве фундамента своих достижений используйте платформы, созданные другими людьми
Что такое платформа? Это базовая модель, алгоритм, по которому совершаются действия или усваиваются знания. Шейн Сноу призывает искать чужие успешные разработки и платформы — технологии, стратегии, модели получения знаний, все, что поможет вам в реализации ваших целей.
Например, как лучше всего изучать математику и информатику? Можно стандартным образом — с помощью зубрёжки, выполняя скучные задания, бессистемно, заставляя себя учиться через силу. А можно использовать игровую платформу и достижения когнитивной психологии и сделать обучение интересным.
Программист Саманта Джон придумала приложение для смартфона специально для детей про динозавра Дейзи. В этой игре дети изучали азы программирования в форме игры, проходя одну головоломку за другой. Ее следующим продуктом стало приложение «Классики» для iPad, с помощью которого можно было создавать свои собственные игры и мультики. В основе лежат простейшие команды «если… то», а выглядит их исполнение как перемещение забавных объектов в разные стороны, управление ими и тому подобное. Это и есть платформа программирования, предназначенная для детей. С ее помощью они осваивают основные понятия, и потом им остается только применять их разные варианты. Они играют, а не зубрят. Платформы помогают освоить азы быстрее, чем обучение с нуля.