О том, как люди лучше всего усваивают и запоминают новую информацию, какие стратегии обучения эффективны, а какие нет, и как использовать эти знания на практике.
В последнее время ученые, занимающиеся исследованиями мозга и поведения человека, делают все больше открытий в области обучения и запоминания. Оказалось, что многие устоявшиеся методы обучения и преподавания попросту неэффективны. В то же время другие методы, которые поначалу не приводят к видимому прогрессу, оказывают крайне положительное влияние на процесс обучения.
В своей книге Генри Рёдигер, Марк Макдэниел и Питер Браун рассказывают об этих методах и о распространенных мифах об обучении. Например, прочно укоренилось представление о том, что все люди учатся по-разному: одни лучше усваивают информацию через визуальный канал, другие — на слух, третьи — кинестетически. Считается, что для каждого типа восприятия нужен свой стиль преподавания. Однако, несмотря на то что действительно есть определенные склонности к восприятию, деление на визуалов, аудиалов и кинестетиков очень условно. Обучение делает эффективным не следование определенному типу восприятия, а использование самых разных познавательных возможностей. Чем больше каналов мы будет активировать в процессе обучения, тем лучше. Кроме того, разные области знаний могут требовать активации разных каналов.
Исследования последних лет помогли опровергнуть и другие устоявшиеся представления об обучении, в частности о пользе повторений и последовательной отработки навыков. В то же время показали свою эффективность методы обучения, которые раньше недооценивались из-за отсутствия видимого прогресса.
Идея 1. Каждый раз, когда мы осваиваем что-то новое, мы развиваем свои нейронные связи и расширяем свои способности к обучению
Долгое время считалось, что интеллектуальные способности — это характеристики, заданные по умолчанию, и что люди рождаются с предопределенным интеллектуальным потенциалом. Однако существует явное свидетельство ошибочности этого убеждения — рост среднего IQ в течение последнего столетия. Например, в США за несколько последних десятилетий средний IQ вырос почти на 20 баллов — сегодняшние 100 баллов эквивалентны интеллекту, который раньше оценивался в 118 баллов. Наиболее популярное объяснение феномена — повышение уровня жизни, доступность образования, улучшение питания. Исследования показывают, что в среднем дети из благополучных семей набирают больше баллов в IQ-тестах, чем их сверстники из нуждающихся семей. И это не объясняется наследственностью — дети бедных родителей, усыновленные состоятельными семьями, обходят неусыновленных по этому показателю. Ключевую роль играет среда, в которой растет и развивается ребенок.
Известный исследователь интеллекта Ричард Нисбетт указывал, что фактор благоприятной среды может многократно усиливать даже незначительную наследственную предрасположенность, то есть он является мультиплицирующим. Даже небольшая склонность к любознательности может быть многократно усилена и развиться в мощный интеллект благодаря благотворному влиянию окружения.
Однако среди обывателей все еще сильна вера в невозможность изменения интеллектуальных способностей. Когда человек с таким убеждением натыкается на препятствие в обучении, оно становится самоисполняющимся пророчеством. Трудности в обучении ученик воспринимает как доказательство отсутствия нужных способностей, хотя основная проблема заключается в неверных установках и неэффективных методах обучения.
Да, у каждого человека есть наследственные склонности, но в то же время мы можем приобрести новые способности, обучаясь мыслить, решая задачи, создавая новое на основе существующего. С помощью сознательных усилий человек может значительно развить свои природные задатки.
Популярным термином нейропластичность описывают способность мозга меняться на протяжении жизни. При травмах мозг перестраивает сам себя — здоровые области берут на себе все или часть функций поврежденных. Меняют мозг не только травмы, но и любая деятельность, особенно часто повторяющаяся. Причем пластичность наблюдается даже в преклонном возрасте. Человек отчасти может управлять этими изменениями и повышать свой интеллект, развивать способности к обучению. Постоянная тренировка улучшает работу мозга и увеличивает его возможности. Чем больше мы запоминаем, тем лучше становятся наши способности к запоминанию и тем больше мы можем запомнить.
Благотворное влияние среды — это один фактор развития способностей. Второй — наши собственные усилия и стратегии обучения, которые мы используем. Грамотные когнитивные стратегии тоже могут стать «мультипликаторами» природных склонностей.
В то же время авторы советуют не слишком уповать на индустрию развивающих игр, которые обещают помочь «прокачать» интеллект. Создатели большинства подобных игр ссылаются на исследование, проведенное в Швейцарии, которое имело слишком маленькую выборку и не проверялось, а его выводы критикуются в научном сообществе. Основная проблема развивающих игр в том, что играющий в них человек развивает прежде всего способность играть в эту игру, а не заявленные навыки. Лучшая «тренировка мозга» изобретена уже давно — это сосредоточенность и упорная практика.
Большое значение имеет ваше собственное мнение о своих способностях и история, которую вы рассказываете себе о себе, вспоминая те или иные события из вашего прошлого. Это мнение влияет на то, как вы учитесь и какие усилия прилагаете. Все здоровые люди обладают достаточным количеством когнитивных ресурсов и способностей для преодоления трудностей в процессе обучения. И помогают в этом правильные методы, такие как практика припоминания нового знания, интервальное повторение, осмысление, генерация, рефлексия, мнемонические приемы.
Идея 2. В обучении должны присутствовать желательные трудности
Тот факт, что существуют методы эффективного обучения, не означает того, что они делают обучение простым и приятным. Обучение всегда связано с преодолением трудностей, ошибками, неудачами, необходимостью прилагать усилия. И чем быстрее обучающийся это поймет, тем лучше. Более того, ошибки и неудачи — свидетельство правильного подхода, а не отсутствия способностей. Чем сложнее обучение, тем сильнее эффект от него. Отсюда возникла теория желательных трудностей — обучению должны сопутствовать усилия и неудачи.