Никаких правил . Уникальная культура Netflix

Краткое содержание книги
Читается за 20 минут, оригинал — 9 ч

Netflix побеждает

Kodak разорился, Nokia еле дышит, а Netflix живет и развивается — уже 27 лет. Трудности и идущие за ними вслед инновации не пугают эту компанию. Более того — она их создает.

За 17 лет публичных торгов акции Netflix выросли с $1 до $350 за штуку, а сама компания победила Google, Tesla и Apple в рейтинге лучших работодателей для технических специалистов (2018).

В чем же ключевое отличие Netflix от других крупных, сильных компаний, которые потерпели неудачу в эпоху галопирующих перемен?

В Netflix к сотрудникам относятся как к взрослым. Здесь создана корпоративная культура, в которой сбалансированы свобода и ответственность, риск и вознаграждение, а минимум процессных ограничений соседствует с высокими требованиями к качеству работы.

Девять принципов корпоративной культуры Netflix могут сделать любую компанию непотопляемым лидером постоянно меняющегося рынка. Эта книга станет отрезвляющим чтением для тех, кто управляет командами, — и путевкой к успеху для всех, кто осмелится внедрить принципы Netflix.

Рост, окостенение, смерть? Возможны варианты

Все успешные организации развиваются одинаково. Резвый старт, первые успехи. Затем — рост, увеличение штата, ошибки. В ответ на ошибки руководство разрабатывает правила и политики. Правил становится все больше, регламенты тормозят деятельность, организация становится стабильной — но перестает чутко реагировать на внешнюю среду. Итог — окостенение и смерть в конкурентной борьбе. Вчерашний гигант пасует перед теми, кто оказался быстрее, гибче, современнее. Затем цикл повторяется. Вчерашний победитель растет, обзаводится собственными регламентами и политиками, теряет остроту реакции — и проигрывает следующему быстрому новичку.

Руководители Netflix быстро сориентировались в том, что начало в свое время происходить с их компанией, и противопоставили этой закономерности свои принципы. Свобода и ответственность — вот управленческое кредо Netflix, которому посвящена эта книга.

Принципы корпоративной культуры Netflix разделены на три уровня, по три неправила в каждом. Давайте же их изучим.

Уровень первый. Люди и их поведение

Неправило 1. Сохраняйте плотность талантов

Netflix был запущен в мае 1998 года и успешно рос, пока весной 2001‑го компания не столкнулась с жестоким финансовым кризисом. Из 120 сотрудников пришлось уволить треть. Процесс был мучительным, руководители ожидали, что оставшиеся люди впадут в уныние. Но, как ни странно, получилось наоборот: их боевой дух укрепился.

Избавившись от слабых, посредственных и унылых сотрудников, Netflix смог совершить рывок. С тех пор в компании действует принцип: здесь работают только отличные специалисты, которым нравится их дело. Нет никакого смысла нанимать и удерживать слабых, немотивированных, неспособных.

Один-единственный нытик может отравить работу большого коллектива. Уныние, сарказм и пессимизм — это три указателя на выход, даже если профессиональные качества сотрудника на высоте. Один отличный специалист способен заменить десяток посредственностей. Таланты поддерживают друг друга, «переопыляясь» идеями и заражая волей к победе. Создавайте и поддерживайте максимальную плотность талантов.


Неправило 2. Стимулируйте своевременную откровенность

Проводя первый тренинг для руководителей Netflix, Эрин Мейер получила обескураживающую обратную связь. Прямо в зале, на глазах у всех участников, ей сказали: «Вы просите поднимать руку и высказываться, но никто, кроме американцев, не поднимает руки. И вы не слышите участников из других стран». Эрин потребовалось все мужество, чтобы принять эту обратную связь и тут же, на ходу, изменить правила: она стала вызывать из зала представителей разных стран. Тренинг был спасен потому, что обратная связь была откровенной и своевременной. Подобных примеров в деятельности Netflix множество на всех уровнях.

Откровенно и вовремя дать обратную связь, если видишь, что процесс можно улучшить, — значит искренне болеть за общий успех. Промолчать — значит показать свою нелояльность.

Давать обратную связь начальству — стресс для подавляющего числа людей. Поэтому нельзя ждать, когда сотрудник выскажется. Включайте обратную связь в формальную повестку совещаний и не проскакивайте этот пункт. Начните с фидбэка руководителю, затем спускайте этот процесс на другие уровни иерархии.

Своевременная обратная связь снижает напряжение в коллективе. Никто не боится показаться невежливым ворчуном, высказываясь об ошибках и упущениях коллег. Никто не задирает нос, чувствуя себя безупречным талантом, никогда не совершающим промахов. Каждый знает, что нет никаких тайных обсуждений за спиной, — все ошибки обсуждаются откровенно и сразу. Это повышает эффективность команды.

Но чтобы обратная связь работала, сотрудник должен:

  • указать, какое именно действие представляется ошибочным;
  • объяснить, как эта ошибка вредит процессам/результатам;
  • предложить вариант того, как ее можно исправить;
  • сохранять позитивный настрой.

Тот, в чей адрес прозвучала критика, должен завершить процесс обратной связи жестом, усиливающим эмоциональный контакт (выказать признательность словами, физически приблизиться, похлопать по плечу и т. п.). Руководители обязаны показывать сотрудникам пример того, как высказывать и получать обратную связь.

Важно: каждый обязан поблагодарить за обратную связь, но никто не обязан прямо следовать полученным советам. У каждого есть право принять или отвергнуть обратную связь.

Стимулируйте сотрудников всех уровней давать откровенную, но корректную обратную связь в тот момент, когда ситуация требует этого.


Неправило 3. Учите отдыхать и тратить

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

Ника­ких пра­вил. Уни­каль­ная куль­тура Netflix
Рид Хастингс: – Blockbuster в тысячу раз больше нас, – шепнул я Марку Рэндольфу, когда мы с ним входили в полутемную переговорную на 27-м этаже башни «Ренессанс» в Далласе. Дело было в начале 2000 года. Тогда в башне располагалась штаб-квартира компании Blockbuster, крупнейшей сети видеопроката с капиталом в шесть миллиардов долларов и с тысячами точек по всему миру...