О настоящем положении дел в Силиконовой долине.
Как и следует из названия, книга посвящена «обезьяньему хаосу» в Силиконовой долине. Что такое «обезьяний хаос»? Это термин, используемый сетевыми администраторами для выявления проблем системы на раннем этапе. В его основу лег образ обезьяны, выдергивающей кабели, разбивающей экраны, устраивающей беспорядок, с которым предстоит бороться при помощи всех возможных средств. Обезьяны — это программы, специально разработанные, чтобы посеять хаос в компьютерной системе, проверяя таким образом ее устойчивость. Но в книге этот термин приобретает значение метафоры.
Мартинес развенчивает миф о Силиконовой долине как о прибежище интеллектуалов, показывая ее совсем с другой стороны. Для него не существует никаких авторитетов. Этот веселый и дерзкий авантюрист создал увлекательное повествование, положив в его основу собственный опыт.
Силиконовая долина, по мнению Мартинеса, — это зоопарк для обезьян хаоса, молодых бизнесменов-технократов, не особо обремененных моралью, и их число будет непрерывно расти. Венчурный капитал всегда готов обеспечить их бананами. Но сможет ли общество пережить их предпринимательскую активность, и какой человеческой ценой?
В основу книги легла история запуска рекламной платформы AdGrok, которую Мартинес создал вместе с двумя единомышленниками. Эта платформа автоматизировала процесс выбора ключевых слов. Втроем они работали на корпорацию Adchemy, но работа не приносила ни радости, ни доходов, и троица решила уволиться и найти деньги на стартап. Двое — Аргирис Цимнис и Мэттью Макичен — хорошо умели программировать и писать коды, Мартинес был прирожденным организатором. Ему удалось запустить стартап, найти деньги на рекламу и формирование продукта, продать его в Twitter за 5 миллионов, а самому устроиться в Facebook. Где, впрочем, он продержался недолго.
Выходец из бедной семьи, он упорно стремился наверх, налаживая нужные связи, тренируясь в искусстве очаровывать людей и зажигать их своими идеями. Как сам Мартинес пишет о себе, он весьма посредственный программист и рекламщик. Но недостаток профессиональных качеств уравновешивается деловым чутьем, энергией и предпринимательскими способностями.
Идея 1. Самое важное решение в стартапе, как и в жизни, — это выбор партнера
Этот выбор, считает Мартинес, определяет, будет стартап успешным или нет. С верной командой, по его мнению, ни один человек или организация не сможет устоять против вас, и вы в конечном счете одержите победу. С ненадежной командой вы погрузитесь во внутренние проблемы, что еще опаснее, чем проблемы внешние, и стартап, скорее всего, будет обречен.
У Мартинеса была надежная компания, хотя без трений не обходилось. Но все были равны по участию в деле, и принципиальных разногласий и борьбы за власть не было.
Отношения соучредителей выходят далеко за рамки типичной профессиональной коллегиальности. Опыт совместного запуска делает их настоящими товарищами по оружию. Никто не верит в то, что ты делаешь, кроме такого же дурня, как ты, считает Мартинес, который сядет в ту же лужу, если ничего не получится. Но, как и на пиратских кораблях, в стартапе должен быть один капитан. Если доверие к нему будет подорвано, начнутся мятежи, чтобы сместить его. Но пока этого не произошло, последнее слово остается за генеральным директором, несмотря на все пылкие дебаты на ранней стадии загрузки. Каждый должен смириться с этим.
Главным был признан Мартинес. Мэтью Макичен был прирожденным инженером, способным решить практически любой технический вопрос. К тому же он имел навыки дизайнера, он создал первый логотип AdGrok, сайт, визитки и все, что требовало художественных навыков и вкуса. Но у него, по мнению Мартинеса, была завышенная самооценка, к тому же он часто отвлекался на незначительные детали. Если он был напуган или несчастен, его производительность страдала.
Аргирис был человеком «Техноренессанса», как назвал его автор книги. Он мог создать и взломать любой код. Оборотной стороной его был пылкий темперамент, что иногда приводило к ссорам компаньонов. Мартинес старался оставаться в стороне от стычек, полностью сосредоточившись на запуске стартапа и получении денег под него.
Люди идут в стартапы, думая, что главное — решить технические проблемы. На практике скорректировать все технические мелочи очень легко, если, конечно, ты не полный бездарь.
Каждая реальная проблема в стартапе — человеческая, считает Мартинес, её не решить при помощи программного обеспечения.
Стартап он считает экспериментом групповой психологии. А генеральный директор выступает в роли терапевта.
При каждом начинании Мартинес советует помнить, что будущие трудности кроются не во внешнем враге, а в самой нашей природе, в человеке, которого мы видим в зеркале каждое утро.
Идея 2. Стартапы — это бизнес-эксперименты с чужими деньгами
Не спешите тратить собственные деньги, если у вас появилась идея, советует Мартинес. Вместо этого попытайтесь экспериментировать с чужими. В Силиконовой долине сделать это намного проще, чем у нас, — там много венчурных фондов, в том числе самый известный — Y Combinator, вкладывающий деньги в идеи молодых бизнес-талантов в сфере IT.
Фонд был основан в 2005 году инвестором Полом Грэмом вместе с группой единомышленников. Под 7% будущих прибылей дважды в год Y Combinator вкладывает деньги в молодые компании, работает с ними три месяца, оказывая помощь в создании продукта и ищет, если нужно, дополнительных инвесторов. Журнал Fortune назвал Y Combinator «нерестилищем для новых технологических гигантов». Мартинес воспользовался этим нерестилищем на все 100 процентов. Ему помогли с рекламной кампанией, вывели на нужных людей и даже помогли в борьбе с конкурентами.
Но для молодых и неопытных компаний существуют и потенциальные опасности. Вклад инвесторов в стартап, пишет Мартинес, это, по сути, долг с номинальной процентной ставкой. Если, к примеру, вкладывается 100 тыс. долларов, их могут при помощи юридических ухищрений оформить как акционерный капитал, и тогда инвестор становится реальным владельцем, а не кредитором. Мартинес сумел обойти эти подводные камни, и его AdGrok стартовал вполне успешно.