О системе развития талантов, которая основана на трех ключевых элементах.
Автор книги, Дэниел Койл, рассказывает о феномене таланта. Зачастую люди считают талант чем-то вроде дара небес, которым одним посчастливилось иметь, а другим нет. Вопреки этому распространенному мнению, Дэниел Койл убежден в том, что не столько важны врожденные качества, сколько то, насколько правильно мы их используем. Исследования автора привели его к выводу, что код таланта включает три ключевых элемента: углубленную практику, озарение и учительское мастерство. Каждый элемент полезен сам по себе, но для высшего мастерства и невероятных результатов они должны работать все вместе. Если какой-то элемент будет отсутствовать, то процесс развития навыков замедлится.
Идея 1. Эффективное обучение предполагает углубленную практику
С декабря 2006 года автор стал посещать места, прославившиеся большим количеством талантливых людей, чтобы понять, в чем их секрет. Он побывал на старом теннисном корте Москвы, на футбольном поле в Сан-Паулу, в студии звукозаписи Далласа, в захудалой музыкальной академии Адирондака и на островке в Карибском море, где жители помешаны на бейсболе. Казалось, что в каждом из этих мест не было идеальных условий для развития, скорее, наоборот. Но почему-то именно из этих мест выходило наибольшее количество талантливых людей.
Посещая эти места, Дэниел Койл ожидал увидеть скорость, мощь и грацию. И частично его ожидания оправдались. Но была заметна и другая тенденция — обучающиеся в нерешительности останавливались, оглядывались, обдумывали каждый шаг. Понаблюдав за детьми (и обучающимися взрослыми), автор понял, что их можно назвать настойчивыми, сконцентрированными и сосредоточенными. Ученики намеренно балансируют на грани своих возможностей и часто их постигают неудачи. Но именно неудачи повышают мастерство. Почему?
Если нам что-то легко дается, это не задерживается в памяти. Но если мы останавливаемся, задумываемся, догадываемся, как лучше поступить или сделать, прикладываем усилие, глубже анализируем, то это остается в памяти надолго.
Представьте, что вы находитесь на вечеринке и не можете вспомнить имя знакомого человека. Если вам его подскажут, то вы вскоре снова забудете его. Но если вы приложите немного усилий и сами вспомните, то имя надежно запечатлеется в вашей памяти. И не потому, что имя этого человека для вас очень важно, а потому что вы задумались и приложили усилие.
Углубленная практика основана на парадоксе: тренировка на грани возможностей с частыми ошибками делает нас умнее. Если в процессе обучения чему-либо вы вынуждены тормозить и исправлять ошибки, то вы становитесь быстрее, умнее, более ловким, хотя сами этого и не осознаете. Все люди хотят действовать без усилий, но для успешного обучения это не лучший способ. Только реальная практика, а не сотня наблюдений, способна принести результат.
В 1934 году президент США Франклин Рузвельт, столкнулся с проблемой: многие американские пилоты гибли в авариях, особенно при плохих погодных условиях. Президент приказал разобраться в ситуации и сделать полеты безопасными.
В то время пилоты обучались летному делу в теории, на земле. Инструкторы брали их с собой в небо, где курсанты смотрели, как летают специалисты, а сами ни до чего не дотрагивались. Затем курсанты обучались на небольших самолетах с короткими крыльями и надеялись на удачу. На ранних стадиях обучения несчастные случаи со смертельным исходом достигали 25%.
Решить проблему помог Эдвин Альберт Линк-младший, сын мастера по изготовлению фортепиано и органов. В 16 лет он увлекся авиацией и решил брать уроки управления самолетом. Его брали с собой в кабину, но, что удивило Линка — ему ни разу ни до чего не дали дотронуться. Он не понимал, как должен научиться летать, только смотря на других. И тогда Линку-младшему пришла в голову идея улучшить методику обучения пилотов с помощью наземного тренажера.
Он соорудил агрегат размером с ванную из гофрированных труб и пневматических насосов. Этот агрегат имитировал кабину самолета, имел короткие крылья, небольшой хвост, приборную панель и электрический мотор. Устройство качалось и вертелось в зависимости от действий пилота и могло имитировать полет в туман и шторм.
Однако такое устройство не впечатлило ни инструкторов летных школ, ни преподавателей военной академии. Все считали изобретение детской игрушкой. Но когда Рузвельт дал задание найти способ снизить аварии, о Линке-младшем вспомнили и пригласили продемонстрировать аппарат. В тот день, когда он должен был прилететь, была сильная облачность, туман с нулевой видимостью, ветер и дождь. Никто не верил, что в таких условиях можно без проблем посадить самолет. Но Линк посадил самолет, ориентируясь по приборам, чем всех очень удивил. Офицеры осознали потенциал изобретения и заказали партию. Благодаря тренажеру во время Второй мировой войны тысячи пилотов смогли быстрее и безопаснее обучиться летному делу. Пилоты тренировались углубленно: останавливались, думали, учились на ошибках. Они постоянно «взлетали» и «приземлялись», учились летать по приборам. И при этом не рисковали жизнью.
Углубленная практика очень полезна для обучения разным профессиям, но в особенности — для обучения опасным.
Такую же углубленную практику автор заметил в Сан-Паулу, наблюдая за тем, как бразильские дети обучаются игре в футбол. Они отрабатывали технику в небольших помещениях и вынуждены были касаться мяча в 6 раз чаще, чем дети, обучающиеся обычному футболу. Сами того не осознавая, они обучались намного быстрее.
Идея 2. Миелин играет огромную роль в развитии талантов
Польза углубленной практики подтверждается неврологическими исследованиями. Раньше считалось, что основную роль в процессе обучения играют нервные клетки мозга — нейроны и связи между ними — синапсы. Нейроны и синапсы и сейчас считаются важными, но в начале 2000-х годов было выявлено, что в приобретении новых навыков чрезвычайно важную роль играет изолирующая оболочка нервных клеток.
Каждая наша мысль, каждое движение, каждое действие представляют собой электрические сигналы, идущие по контуру нервных волокон. Этот контур волокон — миелин — усиливает и ускоряет сигналы, повышая точность передачи. Чем больше и чаще мы повторяем что-то, тем толще становится слой миелина, а значит, оптимизируется работа нервного пути, быстрее и четче формируется навык.