«Восьмой навык» по названию и по сути продолжает изданную в 1986 году «Семь навыков высокоэффективных людей». Наиболее полезно изучать эти две книги в сочетании, однако автор постарался писать так, чтобы «Восьмой навык» читалась и вполне самостоятельно. Основные концепции «Семи навыков» здесь повторяются и подтверждаются, но обсуждение переходит на принципиально иной уровень.
За годы, прошедшие с издания «Семи навыков», мир изменился: окончательно завершилась промышленная эпоха, в которой человек представлял интерес лишь с материальной стороны, в качестве орудия труда, и сам интересовался прежде всего материальной стороной своей работы (эффективностью и вознаграждением).
Теперь человек становится драгоценнейшим ресурсом, а мотивация усложняется.
В этой книге человек рассматривается как единство четырех видов интеллекта: физического, ментального, эмоционального (социального) и духовного — и мотивация должна быть обращена ко всем сторонам цельной личности. Человек ищет возможности не только получить заслуженное вознаграждение, но и реализовать свои таланты, следовать своей страсти и оставить после себя заметный след.
Соответственно, восьмой навык кратко формулируется так: «Обрести свой голос и помочь другим людям обрести свой». Восьмой навык объединяет первые семь (личное величие) с четырьмя ролями лидера (величие лидера) и шестью дисциплинами исполнения (организационное величие). Каждый человек призван открыть этот голос в себе, стать лидером, который поможет сотрудникам обрести этот голос, и, наконец, обнаружить и укрепить голос своей команды, компании, семьи или страны.
Идти к цели нужно продуманно и последовательно. Автор предлагает различные способы применения книги: выбрать из нее понравившиеся ключевые мысли и реализовать их или же «делать» по главе в месяц на протяжении года и т. д. Существенную помощь оказывает интернет-сообщество, где можно не только найти дополнительные материалы, но и отчитаться о выполнении задания и получить оценку. Но и сама книга, благодаря множеству примеров и заданий, воспринимается вполне интерактивно, и желание поставить себе диагноз и начать выздоравливать возникает с первой страницы.
1. Человек в постиндустриальную эпох
Человечество прошло через эпохи собирательства, земледелия, промышленного производства и вступило в информационную эпоху. Прежде человек рассматривался как орудие труда. К работнику относились как к вещи — командовали и контролировали, из потребностей удовлетворялась лишь материальная — заработать на жизнь. Теперь, в постиндустриальную эпоху, главным ресурсом становятся знания, интеллект, таланты человека, а не физический труд, материалы, затраты времени или энергии.
Происходят тектонические сдвиги в организации производства и жизни человека: глобализация рынков и технологий, всеобщая связанность (интернет, международное сотрудничество), демократизация информации, в том числе в социальных сетях (возможность услышать и быть услышанным), экспоненциальный рост конкуренции, благодаря которому повышаются требования к качеству. Финансовый капитал вытесняется интеллектуальным и социальным. Все больше людей обретает свободу выбора — места жительства, профессии, круга общения. Свободный человек не может быть орудием труда; каждый работник современной эпохи — потенциальный лидер.
В постиндустриальную эпоху основным ресурсом становятся не только знания, но и интеллект, талант, энтузиазм работника. Мотивация охватывает личность целиком: тело, разум, сердце и дух. Суть восьмого навыка заключается в том, чтобы раскрыть эту мотивацию в себе и в других, как на личном уровне, так и на уровне организации.
Однако система индустриальной эры жива, мы по-прежнему склонны контролировать и управлять (это наблюдается даже в семье). Работники все еще считаются заменимыми, в них ценятся только навыки, пусть интеллектуальные, а не физические. Руководство привычно пускает в ход кнут и пряник, в компаниях сохраняется иерархия, бюрократия «показателей». Обезличивающий подход портит отношения, подрывает веру человека в свои силы. Рядовые сотрудники не чувствуют себя хозяевами своей судьбы.
Несовпадение новых возможностей и потребностей человека со старыми формами организации приводит к острому разочарованию. Опросы показывают высокую степень неудовлетворенности работой и низкий уровень вовлеченности.
Опрос 23 000 работников показал, что только 37 % сотрудников знают цели своей компании, а разделяют их и видят связь между своим делом и общими целями 20 %. Только 15 % считает, что компания создает хорошие условия работы, только 10 % — что компания создает условия, в которых сотрудники отвечают за результат. Обстановку доверия в компании ощущают 15 %, 13 % имеют хорошие отношения с начальством.
Складывается порочный круг: постоянный контроль снижает инициативу, а руководство, видя равнодушие сотрудников, усиливает контроль. Крайние формы такой созависимости наблюдаются в тоталитарных обществах и дисфункциональных семьях, однако они отмечаются и во вполне современных успешных компаниях. Компании добиваются улучшения показателей внутри имеющейся парадигмы, а нужно менять саму парадигму. Такие изменения происходят изнутри наружу, когда человек обретает свой голос.
Кови приводит аналогию: вплоть до XIX века основным методом лечения было кровопускание. Врачи состязались в изобретении более эффективных методов кровопускания. Улучшения наступили тогда, когда изменились методы врачевания.
В современную эпоху человек впервые осознает себя как цельную личность. Для полноценной жизни (а также полноценной работы) необходимо задействовать все стороны личности и стимулировать все четыре вида интеллекта:
• Интеллект тела (неконтролируемая сознанием работа кровеносной, дыхательной, эндокринной системы, способность тела к самоисцелению, инстинкт самосохранения, телесная интуиция). В информационную эпоху усиливается опасность пренебрежения телом (здоровьем, досугом).
• Ментальный интеллект, IQ, который сейчас и определяет в основном траекторию учебы и карьеры: таланты, знания, сфера интересов, готовность к новациям.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.