О чем рассказывает Расс Харрис в своих книгах?
Расс Харрис написал несколько книг, посвящённых разным психологическим проблемам, которые, однако, объединяет единый подход к их разрешению.
Что это за проблемы и что за подход?
Проблемы, о которых рассказывает Расс Харрис, близки каждому человеку — поиск счастья, страхи и беспокойства, тяжёлые события в жизни, нехватка уверенности, проблемы в отношениях с партнёром.
Что касается подхода к разрешению этих проблем, то во многом он основан на принципах популярной на Западе терапии принятия и последовательности, которые автор адаптировал для широкого круга читателей.
Расс Харрис противопоставляет свой метод подходу авторов популярных книг и тренингов по самосовершенствованию, которые утверждают, что люди способны иметь все, изменить все, стать самыми совершенными личностями, добиться всех поставленных перед собой целей. Расс Харрис придерживается иной точки зрения: нет, мы не можем иметь все, что хотим. Жизнь сложна и несправедлива, но все-таки мы можем быть счастливыми.
Каким же образом?
Расс Харрис обращает внимание читателей на то, что зачастую, стремясь к счастью, люди, наоборот, от него удаляются. В основном стремление человека к счастью оказывается стремлением к иллюзии — к тому, что только кажется счастьем, но не является таковым. В этом и состоит ловушка счастья, о которой автор рассказывает в одноимённой книге («The Happiness Trap»).
В последнее время появилось немало книг о том, что счастье — это вовсе не то, что мы привыкли им считать, и не то, к чему мы обычно стремимся. Такие книги, как «Поток» Михайя Чиксентмихайи, «Искусство быть счастливым» Говарда Катлера, «Спотыкаясь о счастье» Дэниеля Гилберта, «Психология счастья» Сони Любомирски предлагают новый взгляд на счастье. Их авторы отстаивают идею о том, что счастье — это состояние, доступное каждому вне зависимости от внешних условий, а не жизнь полная удовольствий и даже не достижение всех поставленных целей. И книга Расса Харриса в их числе.
Так почему люди ошибаются насчёт счастья?
Потому что в большинстве своем воспринимают счастье как радость или удовольствие. Проблема в том, что удовольствие не длится вечно. Мы посвящаем свою жизнь погоне за призраками, но они все время от нас ускользают. Массовая культура подкрепляет стереотип, что чувствовать себя несчастным ненормально, но в качестве альтернативы она предлагает паллиативные средства — удовольствия, которые длятся недолго. Многие современные люди уверены, что грусть, меланхолия — это неправильно, что с негативными чувствами непременно нужно бороться, изживать их.
Распространено мнение, что только избавившись от негативных мыслей, мы будем вести правильную жизнь. И чтобы справиться с меланхолией и тревогой, люди ищут способы забыться и отвлечься.
Но ведь это разумная и естественная реакция, разве нет?
На самом деле это похоже на барахтанье в зыбучих песках, когда любые судорожные движения заставляют увязать еще больше. Парадокс том, что гоняясь за счастьем и пытаясь убежать от боли, мы становимся ещё более несчастными и подверженными перепадам настроения. Мы убеждаемся в своей никчемности, когда чувствуем, что все вокруг счастливы кроме нас.
Но как правильно действовать?
Автор призывает понять, что счастье — это не просто удовольствие или яркий миг, а это осмысленная и насыщенная жизнь, в которой есть место грусти и боли. Счастье — это действия в соответствии со своими ценностями, которые придают нам сил. Такое принятие полноты жизни, по мнению автора, и есть залог счастья. Такой подход включает также выработку правильного отношения к тому, что мы называем негативной стороной. Именно на это направлена упоминавшаяся ранее терапия принятия и последовательности. Английская аббревиатура терапии принятия и последовательности — ACT, что можно перевести как «действие» или «действуй».
А кроме того, это акроним для следующих слов:
A — Accept your thoughts and feelings — прими свои мысли и чувства.C — Chose valued direction — выбери направление, в соотвествии со своими ценностями.T — Take action mindfully — действуй осознанно.
ACT — это терапия, которая помогает работать с фобиями, депрессиями, зависимостями, правильно справляться с трудностями. И через это достигать главной цели — полной и осмысленной жизни.
Каким же образом?
В основе подхода — повышение осознанности. Человек учится отмечать про себя те мысли, чувства, действия, с помощью которых он пытается скрыться от тревоги и боли.
Осознанность проявляется по-разному:
— Через разделение — человек перестает ставить знак равенства между своими болезненными образами и мыслями и своей личностью, он абстрагируется от своих мнений насчет себя, критики и самоедства.
— Через расширение — он учится не бежать от тревоги, а создавать для беспокоящих мыслей специальное место внутри себя, он учится жить с ними, перестает делать из них врага.
— Через вовлеченность — человек учится жить в настоящем, а не в прошлом или в будущем.
— Через развитие «Я-наблюдателя» — этот принцип, который как и многое в терапии принятия и последовательности позаимствован из восточных практик. Западный человек воспринимает себя в духе утверждения, сформулированного ещё Декартом: «мыслю, значит, существую». Но восточный подход подразумевает, что Декарт кое-чего не учёл. В нас есть еще тот, кто осознает, что он мыслит. И важно найти контакт с этой частью себя.
— Через ценности — то, что важнее всего для человека. Часто в погоне за призраками и ложными целями мы забываем о том, что для нас по-настоящему ценно. Ценности — это наши принципы, в соотвествии с которыми мы строим нашу жизнь. Суть в том, чтобы наладить утерянную связь с этими принципами. Следование своим ценностям делает жизнь насыщенной.