Согласно легенде, шахматы использовались для обучения полководцев и царей. И вполне естественно желание использовать шахматы для подготовки бизнесменов и топ-менеджеров, этих царей и полководцев современного мира. Однако книга Каспарова окажется неожиданной в том смысле, что она лишь в очень незначительной мере продолжает традицию обучения военной, политической или деловой стратегии через шахматы. Даже примеры автор приводит не только из партий игры, он часто ссылается на историю и политику, на Черчилля, американских отцов-основателей или новаторов, разбирает многочисленные бизнес-кейсы. Его интерес сосредоточен на том общем, что объединяет шахматы, политику, военное дело, бизнес, житейские ситуации. Это необходимость принимать решения и сами процедуры принятия решений.
Любая партия — это последовательность ходов, каждый из которых выбирается в результате сложного процесса, включающего логические операции, психологические факторы, интуицию, инерцию привычки и многое другое. Позиции, возникающие в шахматной партии, проще реальных ситуаций, они поддаются полному анализу и формальной записи. На этой модели удобнее рассматривать и процедуры принятия решения. Именно в этом смысле шахматы оказываются моделью жизни: поняв, как принимаются решения в шахматах, как в этой игре проводится анализ ситуации, как возникает кризис, как используются или упускаются возможности, читатель сможет присмотреться к своему индивидуальному «стилю игры», понять, как он сам принимает решение или уклоняется от него и как это влияет на все аспекты его жизни, личные и деловые.
В книге содержится много биографического материала в виде опыта самого автора и прекрасно описанных судеб великих шахматистов. Также много интересного сказано о шахматах, психологическом, эстетическом и логическом их аспекте. Однако автор вовсе не сводит жизнь к этой древней игре. Шахматы — модель не самой жизни, но ее стратегий. Еще точнее: шахматы в упрощенном виде представляют тот тип задач, который приходится решать ежедневно — задач с высокой степенью неопределенности, с открытым ответом.
1. Оценка ситуации. Материал, время, качество
1.1. Оценка ситуации начинается с вопроса о ресурсах, как абсолютных («чем я располагаю»), так и относительных (достаточны ли мои ресурсы для решения проблемы, не уступают ли они ресурсам конкурентов). При этом оцениваются:
• материал;
• время;
• качество.
1.1.1. Материал шахмат — пешки и фигуры. Им присваивается определенная ценность: пешка — одно очко, слон — три очка и т. д. Материальными ресурсами озабочены и компании: «Сколько у нас денег? Сырья? Людей? Станков?»
Материальные ресурсы особенно волнуют новичка: он старается «съесть» побольше фигур противника.
1.1.2. Время в шахматах измеряется количеством ходов, необходимых для осуществления комбинации. Так же и в бизнесе: «Достаточно ли у нас времени на эксперименты? Успеваем ли мы вывести новинку на рынок раньше соперников?»
Фьючерсные сделки, банковский процент, пени за просрочку — все это известные способы учитывать время как важнейший ресурс.
1.1.3. Время и материал — два взаимосвязанных вида энергии; мы жертвуем материалом для выигрыша времени или временем — для умножения материала.
Затратив ряд ходов, можно превратить пешку в ферзя. Нередко и обратное: игрок жертвует фигурой, чтобы выиграть время. Работа — способ превращения времени в деньги, а за деньги мы покупаем авиабилет, оплачиваем срочную доставку или помощь по дому, то есть приобретаем время.
1.1.4. Качество фигуры в шахматах определяется ее сильной или слабой позицией: насколько свободно она перемещается, участвует ли в разыгрываемой комбинации, создает ли угрозу противнику. В мире бизнеса «качество» ресурса — это востребованность, эффективность, координация, включенность в общий план.
Запертая ладья и ладья, контролирующая вертикаль, обладают разным качеством. Производственная линия резко теряет качество, если производимый товар перестает пользоваться спросом и ее нельзя быстро переоборудовать под иное производство. Эффективность филиалов компании возрастает, если удается наладить координацию между ними при выполнении общей задачи.
1.2. Качество не является постоянной величиной. Если пешка всегда стоит 1 очко, а слон — три очка, то качество конкретного слона меняется в зависимости от его положения на доске и планов игрока. В реальной жизни качество ресурса меняется в зависимости от возможности его использовать и от наших целей.Для пенсионных инвестиций основным качеством будет надежность и долговременная перспективность, для кратковременных инвестиций — ликвидность и прибыльность.
1.2.1. Распространенная ошибка — забота о материале в ущерб качеству.
Трудно решиться и закрыть недостаточно эффективные отделы компании, но в результате заметно повысится общая координация, то есть качество «игры».
1.2.2. Материал, время и качество взаимосвязаны. Любое решение — это поиск компромисса между ними: чем жертвуем и что выигрываем.
Образование — вложение времени и денег для повышения своего «качества», то есть конкурентоспособности, свободы выбора, своей ценности.
1.3. Решение, то есть осознанный выбор в пользу материала, времени или качества, баланса между ними, определяется целью.
2 Анализ ситуации. Цель, стратегия и тактика
2.1. Чем правильный ход (правильное решение) отличается от неправильного? Правильный ход должен приближать нас к цели. Значит, прежде всего следует определить цель.
2.1.1. Цель не следует путать с мечтой. «Я хочу стать чемпионом», «Я хочу стать миллионером» — мечта. Цель шахматиста — поставить мат в конкретной партии. Цель компании — выпустить новую линию продукта и занять рынок.
2.2. Прежде всего необходимо определить конечную цель. Стратегия разрабатывается от цели, то есть от желаемого результата, в обратном направлении к текущей ситуации. Следует установить промежуточные этапы (позиции).
Чтобы поставить мат, необходимо загнать короля противника на угловое поле, а защищающую его ладью выманить в другой конец доски. Для этого нужно, чтобы сложилась такая-то позиция, ее подготовит такая-то комбинация, и начну я с такого-то хода.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.