Все чаще и чаще мы слышим о беспрецедентных событиях в мире технологий и бизнеса: победа машины, созданной Google, над человеком в многосложной игре Го, расшифровка генома человека, покупка Instagram за 1 миллиард долларов всего через 2 года после создания, прорыв в автомобильной индустрии, который совершила Tesla, — список можно продолжать. Почему это происходит именно сейчас? Почему появляется все больше и больше «компаний-единорогов», которые добиваются невиданного прежде роста и оставляют на обочине таких гигантов, как, например, Nokia и Hyatt Hotels? Почему все чаще эксперты с мировым именем многократно ошибаются в своих долгосрочных прогнозах на будущее?
Салим Исмаил и соавторы считают, что ключевой причиной всех этих событий является смена парадигм. В результате стремительного развития технологий и проникновения информации во все сферы жизни мы движемся от линейной парадигмы, в которой ценится владение ресурсами, их размер и количество, экспертное мнение и прогнозирование, к экспоненциальной парадигме, в которой предсказать будущее становится все менее возможным, ценится информация и доступ к ней, а подрывные инновации встречаются во всех, даже самых консервативных отраслях. Означает ли это, что в результате описанных перемен мы увидим еще немалое количество компаний, которые, не совладав с изменениями, обанкротятся, последовав примеру Eastman-Kodak? Абсолютно. Однако уже существуют — и в будущем их станет еще больше — компании, которые не только комфортно чувствуют себя в новой парадигме, но и добиваются экспоненциального роста и как минимум десятикратного преимущества над конкурентами. Это так называемые экспоненциальные организации.
Что же позволяет экспоненциальным организациям преуспеть? Ответ на этот вопрос и предлагают авторы книги: Салим Исмаил, предприниматель, основатель и директор Университета Сингулярности, бывший вице-президент компании Yahoo; Питер Диамандис, предприниматель, основатель X Prize Foundation, Human Longevity и обладатель ученых степеней MIT и Harvard, сооснователь Института Сингулярности; консультант и исследователь Юрий ван Хейст и журналист и предприниматель Майкл Малон. По их мнению, ключ к успеху заключается в наборе из 11 характеристик, которыми обладают экспоненциальные организации и которые отличают их от консервативных компаний линейной парадигмы. Например, все экспоненциальные организации движимы амбициозной, вдохновляющей целью, зачастую используют алгоритмы и автоматизацию, предпочитают доступ к ресурсам, а не владение ими.
Саммари поможет вам ознакомиться с каждой из характеристик и задуматься о том, как применить эти знания в существующей компании или зарождающемся стартапе. Книга предлагает простое описание наблюдаемых закономерностей и подробное руководство по внедрению принципов экспоненциальной организации в компаниях любого размера. Тем не менее настоящая уникальность книги заключается в полноте и многогранности предлагаемой модели экспоненциальной и линейной парадигм. Эта работа снабжает читателя набором линз для наблюдения и описания современного мира бизнеса и общества в целом.
1. Все ускоряющийся мир. Смена парадигм
В конце 1980-х годов компания Motorola хотела заполучить доминирующие позиции на зарождающемся рынке мобильных телефонов. Благодаря высокой плотности населения компания без особого труда смогла обеспечить услугами связи жителей больших городов. В то же время предоставить подобный сервис жителям малонаселенных городов не представлялось возможным ввиду высокой стоимости вышек мобильной связи (каждая стоила в районе $100,000). Для того чтобы решить эту проблему, Motorola основала дочернюю компанию Iridium, целью которой был запуск 77 спутников, которые должны были обеспечить мир доступом к мобильной телефонии. Данный проект представлялся прибыльным, если бы всего лишь 1 миллион человек в мире купил бы телефон за $3000 и вносил бы плату $5 за минуту разговора. Инвестиции в проект Iridium и подобные проекты компаний конкурентов суммарно оцениваются в $10 миллиардов.
Проект провалился. Причина — использование линейных инструментов прогнозирования, основанных на прошлом, для оценки все ускоряющегося будущего. За 12 лет разработки проекта цены на установку вышек связи (так же как и цены на мобильные телефоны) стремительно упали, сделав проект нерентабельным.
Похожий и более известный случай произошел с компанией Eastman-Kodak, которая, не выдержав конкуренции с цифровой фотографией, в 2012 году объявила о банкротстве, несмотря на обладание патентами на цифровую съемку.
Причиной подобных провалов можно считать некомпетентность менеджмента. Однако это скорее системная ошибка, которую допускает абсолютное большинство экспертов в области технологий.
Согласно исследованию, проведенному Винодом Хосла (Vinod Khosla), консалтинговые компании с мировым именем (Gartner, Forrester, McKinsey and Jupiter) систематически ошибались в своих прогнозах по поводу среднесрочного роста рынка мобильной связи в десятки раз. Например, прогноз на рост с 2004 по 2006 год был 14% в год. В реальности он оказался равен 100% в год.
Другое важное событие, которое, по мнению авторов, хоть и не зависит, но коррелирует с наблюдениями, описанными выше, это появление компаний-единорогов, которые достигают миллиардной рыночной капитализации со скоростью, которая раньше представлялась невозможной.
Что объединяет все эти события? Авторы считают, что происходит смена парадигм — от линейной к экспоненциальной.
На протяжении большей части истории человечества производительность труда была линейной функцией от количества затраченных ресурсов. Во времена охотников и собирателей удвоение количества работающих людей вело к удвоению полученной провизии. Во времена индустриальной революции производительность многочисленно возросла, но осталась линейной. На наших глазах эта функция, связывающая вложенные ресурсы и полученный результат, преобразовывается в экспоненциальную.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.