Наука сознания . Современная теория субъективного опыта

Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 8 ч
Очень кратко:

Об исследованиях сознания, о том, почему оно связано с вниманием, какие фантастические перспективы изучение сознания открывает перед человечеством.

Субъективный опыт, сознание — одна из величайших неразгаданных научных загадок. Продукт ли это химических процессов, протекающих в мозге, или это нематериальная субстанция, которая не зависит от тела? Споры о природе сознания начались давно и не утихают до сих пор как среди нейробиологов, психологов и философов, так и среди простых обывателей. Одна из главных загадок — так называемая трудная проблема сознания. Как материальный мозг может порождать кажущееся нематериальным сознание, субъективный опыт? Как физические процессы в мозге могут создавать нефизические сущности?

В своей книге «Наука сознания» профессор психологии и нейронауки Принстонского университета Майкл Грациано пишет о глобальной смене парадигмы в области понимания сознания. Он предлагает теорию, которая уже получила известность и которая решает трудную проблему сознания нестандартным образом.

Научные исследования сознания привлекают к себе не только специалистов узкого профиля, но и широкую аудиторию. Появляются фантастические фильмы и сериалы, рассказывающие о загрузке и перезагрузке сознания и обретении таким образом вечной цифровой жизни, о сознательных машинах и роботах, публикуется множество книг, рассказывающих о процессах, протекающих в мозге, рассчитанных на массового читателя. В своей книге Майкл Грациано рассказывает о том, как возникло сознание и почему фантастические перспективы создания машин, наделенных сознанием, дальних космических полетов и достижения цифрового бессмертия могут оказаться реальными в относительно скором времени.

Идея 1. Мозг постигает мир с помощью построения моделей

Если у вас есть возможность, обратите внимание на то, как играют дети. Они в очень раннем возрасте начинают приписывать окружающим объектам, в том числе неодушевленным, сознательные мотивы. Ребенок с интересом наблюдает, как родитель говорит за игрушку, он верит этой игре, даже если из родителя вышел никудышный актер. Ребенок видит в игрушке личность, он верит, что у нее есть сознание.

При взаимодействии с другими людьми мы создаем «модель их психики». И хотя мы не всегда оказываемся правы в своих догадках, но обычно мы имеем хорошее представление о чувствах и мыслях окружающих. Причем взрослые, как и дети, создают такие модели не только для живых существ. Мы можем злиться на зависший компьютер и кричать на него так, будто верим, что он что-то может понять и прекратить своё возмутительное непослушание. Мы ощущаем свой субъективный опыт и автоматически приписываем его не только другим живым существам, но и предметам.

Существует множество разных определений сознания. Одни определяют его как способность понимать, кто ты такой, другие — как способность принимать разумные решения на основе полученной информации, третьи — как безудержный поток восприятия, похожий на роман «Улисс» Джеймса Джойса. Последнее, по мнению автора, представляет собой скорее содержание сознания, чем само сознание, которое является субъективным опытом переживания чего-либо. Грациано сравнивает сознание с ведром, емкостью, внутри которой находится множество предметов. По убеждению автора, мы уже близки к разгадке сознания и выбрали правильный путь в виде физического его объяснения.

Автор называет свою теорию теорией схемы внимания. Почему внимания? Это связано с тем, как мозг постигает мир и самого себя. Грациано указывает, что мозг постоянно создает модели, все наше знание основано на моделях. Модели образуются автоматически, нам не нужно прикладывать усилий, чтобы их создать, наш мозг буквально запрограммирован на это. Сами модели — это упрощенные, карикатурные отражения реальности. Автор сравнивает их с картинами импрессионистов, которые нечетко изображают реальные пейзажи.

Мы строим внутренние модели не только того, что происходит во внешнем мире, но и того, что происходит внутри нас. У нас есть модель своего тела, своей сенсорной системы, и есть модель внимания, говорящая нам, куда направлено наше внимание и куда оно переключается. Именно эта модель, которую автор называет схемой внимания, и есть то, что мы воспринимаем как свое сознание, как некую всегда присутствующую в нас нематериальную сущность.Но почему возникла эта модель? Для этого нужно понять, как и для чего родилось внимание.

Идея 2. В основе внимания — конкуренция между нейронами

Жизнь зародилась на Земле около 4 миллиардов лет назад, а около 600 миллионов лет назад у довольно примитивных существ появилась первая нервная система. Грациано предполагает, что ключевой момент для рождения сознания — появление особого способа обработки информации, то есть внимания — способности организма направлять ресурсы вглубь, концентрироваться на небольшом фрагменте информации.

Скорее всего, первые нервные системы были простыми сетями нейронов — стимул приводил к мышечной реакции. Нейрон — это клетка, передающая сигнал другому нейрону, мышце или железе с помощью электрохимической энергии со скоростью 60 метров в секунду. Со временем сложность организмов повышалась, из информации они стали извлекать значение. Внутри организмов возникли новый уровень сложности и иерархия — одни сигналы стали восприниматься как более важные, чем другие.

Управление информацией внутри сложной нервной системы происходит посредством усиления (форсирования) сигнала — основного принципа мозговых вычислений. Активирующийся нейрон стремится «перекричать» остальные. Такой принцип работы сейчас можно наблюдать даже в глазу краба и, вероятно, он был и у его древних предков — трилобитов, живших полмиллиарда лет назад. Если в глазу краба один нейрон воспринимает самое яркое пятно света, он активизируется и заглушает соседей, то есть в мозг поступает информация о пятне света, окруженном темнотой. Активизировавшийся нейрон стремится подавить своих соседей, чтобы его сигнал был самым сильным. Этот процесс называется латеральным торможением.

Человеческое внимание сложнее, но работает по тому же принципу. Такое его устройство способствует адекватной реакции на среду. Грациано указывает, что такое централизованное внимание характерно для позвоночных и, вероятно, членистоногих, но не для беспозвоночных, у которых есть кластеры нейронов по всему телу.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Посетителям Брифли — скидка 30% в первые 3 дня после регистрации на MakeRight.
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Наука созна­ния. Совре­мен­ная тео­рия субъек­тив­ного опыта
Аудиокнига. 8 ч 18 мин. Читает Стефан Барковский.
Бесплатный отрывок:
Купить
599 ₽, ЛитРес
Стефан Барковский
8 ч 18 мин

Электронная книга

Наука созна­ния. Совре­мен­ная тео­рия субъек­тив­ного опыта
“КНИГИ ПОЛИТЕХА” – партнерский проект ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МУЗЕЯ, издательств CORPUS, “АЛЬПИНА НОН-ФИКШН” и “БОМБОРА”. В серии выходят лучшие современные и классические книги о науке и технологиях – все они отобраны и проверены учеными и отраслевыми специалистами. Серия “Книги Политеха” – это пять коллекций, связанных с темами постоянной экспозиции Политехнического музея: “Человек и жизнь” – мир живого, ...