🚶🏼 

На дне. Акт 1 Странник в «мире мёртвых»

1902
Краткое содержание акта
из пьесы «На дне»
Читается за 10 минут, оригинал — 35 мин
О чём акт ⚡

В ночлежке жили бездомные, опустившиеся люди. Один из них, вор, спал с хозяйкой ночлежки, но любил её сестру. Узнав об этом, хозяйка избила сестру. В этот момент в ночлежке появился старичок-странник.

Очень краткое содержание

Российский город, предположительно 1900-й год. В большом подвале, похожем на пещеру, находилась ночлежка для нищих. Там жили опустившиеся, не имеющие своего жилья люди — слесарь с женой, бывший актёр, разорившийся аристократ, вор Васька Пепел и многие другие.

Васька Пе́пел
 — потом­ствен­ный вор, 28 лет, спит с женой хозя­ина ноч­лежки, но любит дру­гую, хочет стать чест­ным.

Тяжело больная жена слесаря умирала. Слесарь с нетерпением ждал её смерти, считая, что она мешает ему выбраться из нищеты. Бывший актёр был алкоголиком, вместе с ним пили бывший телеграфист и обанкротившийся скорняк. Разорившийся аристократ давно свыкся с жизнью «на дне».

Пепел был любовником Василисы Костылёвой, жены жадного и жуликоватого хозяина ночлежки.

Василиса Карповна Костылёва
 — жена хозя­ина ноч­лежки, 26 лет, без­нрав­ствен­ная, скан­даль­ная, очень злая, жад­ная, жестока к сестре, рев­нует её к сво­ему любов­нику Пеплу.

Хозяин ночлежки догадывался об этой связи, но сделать ничего не мог, поскольку продавал украденные Пеплом вещи и побаивался его. Вору же Василиса надоела, он был влюблён в её младшую сестру, добрую и робкую девушку.

Вскоре в ночлежку пришёл добрый и ласковый старичок, назвавшийся странником. Он начал расспрашивать ночлежников о их жизни и взялся утешать умирающую жену слесаря.

В этот момент до Василисы дошла пущенная одним из нищих обитателей ночлежки сплетня о том, что Пепел собирается бросить свою любовницу ради её сестры. Василиса рассвирепела и начала избивать сестру. Ночлежники бросились их разнимать.

Подробный пересказ

Деление пересказа на главы — условное.

Утро в ночлежке

Весеннее утро. Похожий на пещеру подвал со сводчатым потолком был освещён солнцем. По стенам стояли нары. В правом углу фанерой была выгорожена отдельная каморка. Левый угол занимала русская печь. Рядом находилась дверь в кухню, а с другой стороны — отгороженная грязной занавеской кровать.

На переднем плане у левой стены стоял обрубок дерева с прикреплёнными к нему тисками и наковальней. Середину подвала занимал большой стол, некрашеный и грязный, за которым сидели обитатели ночлежки.

Слесарь Клещ и его умирающая жена

Торговка пельменями хозяйничала за самоваром и рассказывала об ухажёре, который не давал ей проходу. Она считала себя женщиной свободной и выходить замуж не хотела. Работавший у наковальни слесарь Клещ спорил с ней — он был уверен, что торговка обязательно обвенчается со своим ухажёром.

Андрей Митрич Клещ
 — сле­сарь, 40 лет, рабо­тя­щий, гру­бый, угрю­мый, меч­тает вырваться из нищеты.

В ответ торговка обвинила Клеща в наплевательском отношении к умирающей жене. Они начали ругаться. Рядом ругалась ещё одна пара — обнищавший аристократ Барон отнимал у девицы лёгкого поведения потрёпанную книжку «Роковая любовь».

Барон
 — обни­щав­ший ари­сто­крат, 33 года, умный, обра­зо­ван­ный, живёт прош­лым и не наде­ется на буду­щее.

Шум и гвалт разбудили умирающую на кровати жену Клеща Анну.

Анна Клещ
 — жена Клеща, 30 лет, без­детна, очень больна, крот­кая и тер­пе­ли­вая, всю жизнь стра­дает от гру­бого мужа.

Анна попросила не ругаться и дать ей умереть спокойно. Клещ, которого раздражал слабый голос больной женщины, грубо проворчал: «Шум — смерти не помеха».

Торговка посочувствовала Анне, всю жизнь прожившей «с таким злыднем». Уходя на базар, она оставила умирающей чашку горячих пельменей. Анна решила, что есть ей уже не надо, и отдала пельмени мужу.

Актёр и Сатин

Приподнявшийся с нар нищий шулер Сатин спросил, кто и за что его вчера так избил.

Константин Са́тин
 — нищий, игрок и шулер, лет 40, обра­зо­ван­ный, раньше рабо­тал на теле­графе и много читал, чем и теперь любит блес­нуть.

Ему объяснили, что получил он за игру в карты. Проснувшийся на печи Актёр сказал, что когда-нибудь Сатина совсем убьют.

Актёр
 — алко­го­лик, быв­ший актёр, около 40 лет, без­оби­ден, спо­со­бен на сочув­ствие, насто­я­щее имя — Сверч­ков-Заволж­ский.

Сатин заявил, что Актёр — болван, «потому что — дважды убить нельзя».

Ночлежники начали заставлять Актёра подметать подвал. Тот долго упирался, отказывался дышать пылью, потом с гордостью заявил, что его организм «совершенно отравлен алкоголем» — так ему сказал врач в лечебнице.

Разговор о словах

Слушая Актёра, Сатин бормотал длинные и непонятные слова: органон, сикамбр, макробиотика, трансцендентальный. Он запомнил их, когда работал на телеграфе, но их значения забыл. Актёр настойчиво поправлял Сатина: не «органон», а «организм».

Когда картузник Бубнов спросил Сатина, зачем он говорит эти слова, тот ответил, что все обычные человеческие слова ему надоели, ведь он слышал их тысячу раз.

Андрей Бу́бнов
 — кар­туз­ник — шьёт фуражки с козырь­ками, 45 лет, неко­гда имел соб­ствен­ное дело, рав­но­душ­ный, туго­дум.

Сатин стал рассказывать, что за время работы на телеграфе прочёл много книг. Бубнов сказал, что тоже был не последним человеком — скорняком, имел собственную мастерскую. Его руки всегда были жёлтые от краски.

Актёр считал, что «образование — чепуха, главное — талант». Он знал артиста, который читал по слогам, но играл так, что «театр трещал и шатался от восторга публики».

Хозяин ночлежки

Анне стало хуже, и Актёр из жалости помог ей выйти на свежий воздух. В дверях они столкнулись с хозяином ночлежки Костылёвым.

Михаил Иванович Костылёв
 — хозяин ноч­лежки, 54 года, богат, жаден, готов ото­брать у своих посто­яль­цев послед­нюю копейку, рев­нует свою моло­дую жену Васи­лису.

Костылёв пришёл искать свою молодую жену. Он заметил, что Клещ занимает слишком много места и пригрозил повысить ему плату, чем сильно его разозлил. Потом Костылёв сказал вернувшемуся в подвал Актёру, что его доброта зачтётся ему на том свете. Актёр хотел бы, чтобы ему это зачлось при жизни и попросил Костылёва скостить ему половину долга, но тот отказал.

Обиженный Актёр ушёл, а Костылёв постучал в дверь отгороженной фанерой комнатушки, где жил вор Васька Пепел. Хозяин ночлежки подозревал, что его жена Василиса — любовница Пепла, но никак не мог застать их вместе.

Пепла Костылёв побаивался, поскольку покупал у него краденые вещи. Вор потребовал у него денег за краденые часы, которые он вчера ему отдал, и Костылёв быстро ретировался.

Жизненная позиция вора Васьки Пепла

Сатин посоветовал Пеплу прибить Костылёва, жениться на Василисе и стать хозяином ночлежки. Пепел ответил, что не станет «из-за такой дряни жизнь себе портить».

Актёр и Сатин заняли у Пепла денег и ушли, называя друг друга Сарданапал и Навуходоносор и рассуждая о том, что ворам деньги легко достаются.

Зевая, Васька заявил Клещу, что тот зря работает — другие люди и без работы живут. Клещ ответил, что это не люди, а «рвань, золотая рота… живут без чести, без совести». Он же — рабочий человек и после смерти жены-обузы вырвется из этой нищеты. Клещ в ночлежке полгода прожил, но ему казалось, что всю жизнь.

По мнению Пепла, честь и совесть «на ноги вместо сапог не наденешь», они тем нужны, «у кого власть да сила есть». Вор считал, что Сатин и Бубнов умнее Клеща — они легко относятся к жизни.

Появление странника Луки

В этот момент сестра Василисы ввела в комнату нового постояльца, старика-странника Луку.

Лука
 — стран­ству­ю­щий про­по­вед­ник, лет 60, муд­рый, лас­ко­вый, вни­ма­те­лен к людям.

С порога Лука заявил, что уважает всех людей, независимо от того, чем они занимаются.

Старик ушёл на кухню. Пепел начал увиваться вокруг девушки, клясться ей в вечной любви. Слушая вора, Бубнов шил картуз и приговаривал: «А нитки-то гнилые». Сестра Василисы отвергла ухаживания Пепла и ушла, попросив Клеща поласковее обращаться с умирающей женой.

Бубнов и Клещ предостерегли Пепла: увидит Василиса, как он с её сестрой разговаривает, и обоих со свету сживёт. Вор отмахнулся: Василиса ему уже надоела. Он пожаловался, что ему скучно жить.

Лука и Барон

Вошёл Барон. Вернувшийся из кухни Лука сообщил, что там сидит девица и плачет над книжкой — тоже, видно, от скуки. Барон назвал девицу дурой.

Пепел предложил ему полбутылки водки, если тот повеселит его: станет на четвереньки и полает. Когда-то Барон нищих за людей не считал, а теперь Пепел над ним может поиздеваться. Барон ответил, что издеваться надо было, когда он ещё богат был.

Лука сказал, что впервые встретил барона, «да и то испорченного», и посочувствовал нелёгкому житью нищих. Пепел и Барон попытались узнать, кто такой Лука, откуда пришёл, есть ли у него паспорт, но ничего не добились — старик отделался общими фразами.

Сплетня и драка

В комнату зашёл загулявший сапожник. Тут же появилась Василиса, увидела пьяненького сапожника, вспомнила, что тот не заплатил и живёт из милости, и выгнала его из ночлежки. Обнаружив, что Пепел ушёл, Василиса стала ещё злее и заставила Бубнова мести комнату, хотя сегодня была очередь Актёра.

Василиса ушла. Бубнов объяснил Луке, что она разозлилась, не застав на месте любовника. Мести все отказались, и Лука взял в руки веник, вздыхая, что нет в жизни ни порядка, ни чистоты. Выяснилось, почему Василиса такая злая: сапожник всем растрезвонил, что Пепел хочет бросить прежнюю любовницу и взять себе её сестру.

Вошёл полицейский, дядя Василисы. Он только что отвёл сапожника в участок за то, что тот лёг посреди улицы и орал песни. Полицейский попытался разузнать, что происходит между Пеплом и Василисой.

С базара вернулась торговка пельменями и рассказала, что полицейский опять приставал к ней и предлагал венчаться. Торговка снова отказалась идти замуж и вспомнила о первом муже: он восемь лет её бил, а как издох, она целый день одна просидела, от радости опомниться не могла.

Лука вёл в комнату еле живую Анну. В это время в сенях началась драка: Василиса набросилась на свою сестру. Все бросились их разнимать. В подвале остались только Лука и Анна, которой мягкий и ласковый старичок напоминал отца. «Мяли много, оттого и мягок», — засмеялся Лука.

Читайте далее: На дне. Акт 2
Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание пьесы из 6-го тома собрания сочинений Горького в 30 томах (Москва: Гослитиздат, 1949). Портреты персонажей — из фильма «На дне» (реж. Галина Волчек, 1972). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Реклама

Читайте также