⚖️ 

Недоросль. Действие 5 Похищение и спасение Софьи. Простакова наказана

1783
Краткое содержание действия
из пьесы «Недоросль»
Читается за 8 минут, оригинал — 15 мин
Сюжет:

Злая помещица попыталась похитить девушку-сироту, чтобы насильно выдать замуж за недоросля. Жених-офицер спас девушку, недоросля отправили в армию, а помещица лишилась власти из-за своей жестокости.

Очень краткое содержание

Чиновник получил приказ «взять под опеку дом и деревни» Простаковой при первой же её выходке, от которой пострадают крепостные. Стародума радовало, что государство заботится о простых людях.

Затем Стародум и чиновник начали рассуждать о воспитании. Стародуму не нравилось, что помещичьих детей обучают невежественные учителя, зачастую из крепостных. Но и образование в высшем свете не учит, а развращает молодёжь.

Беседу прервал шум. Это Милон увидел, что слуги ведут сопротивляющуюся Софью к карете, и вступился за неё. Чиновник допросил слуг. Оказалось, что Простакова велела похитить девушку, чтобы насильно обвенчать её со своим сыном-недорослем.

Простакова упала на колени перед Стародумом и Софьей, и те решили не подавать на неё в суд. Узнав, что слуги выдали её, Простакова велела всех выпороть. Это позволило чиновнику привести в действие полученный приказ. Присутствующий при этом Скотинин поскорее уехал, испугавшись, что «всякий Скотинин может попасть под опеку».

Чиновник позвал учителей Митрофана, чтобы рассчитаться с ними. Выяснилось, что притворявшийся учителем немец раньше служил у Стародума кучером. Стародум взял его обратно.

Стародум с Софьей собрались уезжать. Прощаясь с чиновником, они увидели, как недоросль грубо обошёлся с матерью, отчего та потеряла сознание. Чиновник решил наказать недоросля, отправив его в армию. Стародум указал на горюющую Простакову со словами: «Вот злонравия достойные плоды!»

Подробный пересказ по явлениям

Названия явлений — условные.

Явление 1. Стародум рассуждает о крепостных и образовании

В пакете, присланном Правдину, был приказ «взять под опеку дом и деревни» Простаковой при первой же её выходке, от которой пострадают крепостные. Стародума радовало, что государство заботится о простых людях. Он считал, «что угнетать рабством себе подобных беззаконно», а великий правитель должен заботиться о благе своих подданных.

Правдин согласился с ним, но заметил, что нелегко «истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды». Стародум считал, что правящий государь «стремится возвысить души своих подданных», но его отвлекают разные соблазны, и прежде всего «толпа скаредных льстецов». Однако только государь может исправить своих подданных, награждая благонравных и выбирая для службы достойных людей, а не награждая мздоимцев выгодными должностями.

Правдин сказал, что нынешние власти стараются сделать так, «чтоб в достойных людях не было недостатку» и заботятся о воспитании молодёжи. Стародуму не нравилось, что помещичьих детей обучают невежественные учителя, зачастую из крепостных. Пример тому — Митрофан.

Он считал, что залог благосостояния государства в том, чтобы как можно меньше было невежественных недорослей, которые не принесут никакой пользы. Но и образование в высшем свете не учит, а развращает молодёжь. Учителя должны показывать на примерах из истории, что благонравные люди «способствуют благу своего отечества», а недостойные вельможи, использовавшие свою власть и богатство «во зло», низвергаются «в бездну презрения и поношения».

Беседу прервал шум.

Явление 2. Неудавшееся похищение

В комнату ворвался Милон с обнажённой шпагой, отталкивая от Софьи вцепившуюся в неё Еремеевну. Софья бросилась под защиту дядюшки, а Милон объяснил, что отбил девушку у слуг.

Правдин допросил Еремеевну, и та призналась, что Софью насильно везли венчаться. Послышался голос Простаковой, которая угрожала «всех прибить… до смерти».

Явление 3. Простаковой грозит наказание

Появилась Простакова и начала жаловаться, что Милон вмешивается в её дела и мешает слугам исполнять её приказы. Правдин сказал, что Стародум и Милон, как дядя и жених, имеют право требовать наказать Простакову через суд, «всею строгостью закона».

Потом Правдин добавил, что муж и сын помещицы не могли не знать о готовящемся злодеянии, и поэтому тоже будут наказаны. Простакова упала на колени перед Стародумом и Софьей.

Явление 4. Простакова лишается власти

Вошёл Скотинин, увидел, что его сестра стоит на коленях и просит прощения у Софьи и Стародума, и решил, что она не в своём уме. Стародум не хотел никого губить и простил помещицу.

Простакова встала с колен и собралась пороть слуг, чтобы выяснить, кто из них Софью упустил. На вопрос Правдина, за что она собирается наказывать слуг, Простакова ответила, что «властна… в своих людях» и может делать с ними, что захочет. Скотинин поддержал её.

Правдин заявил, что «тиранствовать никто не волен», но Простакова напомнила ему об указе «о вольности дворянства», который она понимала превратно. Тогда Правдин зачитал Простакову, как формальному владельцу поместья, полученный приказ.

Простакова начала причитать. Скотинин понял, что «всякий Скотинин может попасть под опеку», и собрался уезжать, но всё-таки решил уточнить у Стародума, отдаст ли он за него Софью.

Узнав, что девушка уже просватана, Скотинин сообразил, что здесь ему делать больше нечего. Правдин велел ему сообщить всем Скотининым, чтобы они своих крепостных побольше любили или хотя бы не трогали.

Явление 5. Хитрости Простаковой

Простакова попросила Правдина отменить указ или хотя бы отложить его исполнение дня на три. Правдин ей отказал, а Стародум поддержал его, считая, что Простакова «и в три часа напроказить может столько», что и за век не исправишь.

Помещица стала говорить, что многим должна, в том числе и учителям, а Правдину не по чину разбираться с такими мелочами. Тогда Правдин велел Еремеевне позвать всех учителей. Простакова, окончательно лишившись власти, приуныла.

Явление 6. Разбирательство с учителями

Еремеевна привела учителей. Вглядевшись в лицо Вральмана, Стародум узнал в нём своего бывшего кучера и удивился, что такой добрый человек взялся не за своё дело. Вральман рассказал, что после отъезда хозяина в Сибирь он долго искал работу в Москве, не нашёл, и пришлось ему стать учителем.

Тем временем Правдин разбирался с Кутейкиным и Цыфиркиным. Кутейкин пожаловался, что Простакова не заплатила ему за полгода и не компенсировала затрат на сношенную обувь. Простакова начала ругаться и заявила, что Кутейкин ничему Митрофанушку не научил.

Цыфиркин сказал, что никакой прибыли за уроки не получил: те 10 рублей в год, которые ему платила помещица, он тратил на сапоги. За ученье Цыфиркин отказался брать деньги, потому что Митрофанушка «ничего не перенял».

Стародуму понравилась честность Цыфиркина, он и Милон наградили старого солдата. Правдин пристыдил Кутейкина за жадность и велел прийти завтра и рассчитаться лично с Простаковой. Кутейкин предпочёл не связываться с помещицей. Вральман же попросился обратно к Стародуму кучером.

Явление 7. Вральман снова становится кучером

Камердинер сообщил Стародуму, что карета готова. Стародум велел Вральману садиться на козлы.

Явление последнее. Простакова лишается сына

Стародум с Софьей собрались уезжать. Прощаясь с Правдиным, они увидели, как Митрофан грубо обошёлся с матерью. Простакова попыталась обнять сына, а тот оттолкнул её со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». От такой сыновьей неблагодарности Простакова упала в обморок.

Софья и Еремеевна подняли Простакову. Правдин отругал Митрофана и решил отправить его служить в армию.

Митрофанушке было всё равно, он махнул рукой и сказал, что пойдёт куда велят.

Очнувшаяся Простакова была в отчаянии от того, что лишилась не только власти, но и сына. Стародум указал на горюющую помещицу со словами: «Вот злонравия достойные плоды!»

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание пьесы из 1-го тома собрания сочинений Фонвизина в 2 томах (Москва: Гослитиздат, 1959). Портреты — из фильма «Недоросль» (реж. Виталий Иванов, Владимир Семаков, 1987). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Реклама