Время матчмейкеров
В списке компаний с самой высокой рыночной стоимостью первые шесть строчек занимают матчмейкеры: Apple, Amazon.com, Alphabet (Google), Microsoft, Facebook, Alibaba. Среди «единорогов» — частных компаний стоимостью от $1 млрд — матчмейкеры занимают первые три строчки: Uber, Didi Chuxing (китайский Uber) и Airbnb. Однако бизнес-модель матчмейкеров (или многосторонних платформ) берет начало еще в античности, а аналоговые матчмейкеры знакомы каждому — это, например, журналы и торговые центры.
До недавнего времени эти компании не имели ни названия, ни своих экономических моделей. Последние два десятилетия благодаря взрывному развитию интернета и мобильных технологий матчмейкинг вышел на новый виток развития. Многосторонние платформы меняют или уничтожают целые отрасли: от туризма и транспортировок до банкинга.
Матчмейкеры не производят товары и услуги, а создают место — платформу, которая помогает разным категориям клиентов найти друг друга. Экономика таких предприятий существенно отличается от экономики традиционных компаний, так как матчмейкеры имеют дело с взаимозависимым спросом и косвенными сетевыми эффектами. В 2014 году французский экономист Жан Тироль получил Нобелевскую премию, среди его заслуг — исследования экономики двусторонних платформ.
Многосторонние платформы — это не просто высокотехнологичный бизнес. Прежде всего, матчмейкеры должны решить проблему курицы и яйца: набрать достаточно клиентов с одной стороны, чтобы стать привлекательной для другой категории клиентов, и наоборот. Как правило, если платформе не удается набрать критическую массу клиентов в первые два года развития, компания уходит с рынка.
Экономика многосторонних платформ
Кто такие матчмейкеры?
Платформа — физическое или виртуальное место, где встречаются различные категории клиентов (стороны платформы). Цель платформы — упростить взаимодействие между ее сторонами, уменьшив силы трения на рынке. Именно при объединении двух или более категорий клиентов создается ценность платформы.
Многосторонняя платформа (матчмейкер) — компания, помогающая сторонам платформы найти подходящего партнера. Часто компания-матчмейкер не берет плату или предоставляет исключительно выгодные условия для наиболее важной группы клиентов. Если матчмейкер объединяет две категории клиентов, то компанию называют двусторонней платформой.
Netflix — односторонняя компания, она закупает контент или производит его сама и предоставляет доступ одной стороне — подписчикам.
Booking — двусторонняя платформа, она объединяет множество отелей и множество путешественников.
Youtube в упрощенной модели — трехсторонняя платформа, объединяющая авторов видео, зрителей и рекламодателей.
Еще больше сторон в Facebook: помимо друзей, компаний и рекламодателей на платформе также есть сторона разработчиков приложений.
Матчмейкинг тесно связан с понятием экономики совместного потребления: когда у одной стороны есть нереализованные мощности, а другой выгодно эти мощности арендовать. Примеры экономики совместного потребления — BlaBlaCar и AirBnb.
Технологии
Технологии позволили платформам увеличить охват пользователей и снизить затраты на установление связей между ними. Главные драйверы многосторонних платформ — интернет и широкополосная мобильная связь. В 2018 году средняя скорость загрузки по мобильному интернету составила 23 Мб/с.
Благодаря развитию технологий появились фундаментальные многосторонние платформы — сервисы, которые являются платформами для других платформ. Речь идет, например, об интернет-провайдерах и операционных системах. Мы можем их не замечать, но это двигатели экономики платформ. Сервисы, к которым пользователи подключаются с их помощью, называются EDGE-провайдерами или контент-провайдерами.
Фундаментальные платформы, особенно мобильные платформы, связывают офлайн- и онлайн-миры. Мы движемся в сторону единого мира, в котором физическое пространство подключено к облаку.
Сетевые эффекты
О внешних сетевых эффектах в экономике заговорили с появлением телефонии в конце XIX века: каждый новый пользователь телефона увеличивал ценность всей сети. В случае с многосторонними платформами сетевые эффекты разделяют на прямые и косвенные, которые, в свою очередь, могут быть положительными и отрицательными.
Чтобы сработали сетевые эффекты, нужно не просто абстрактное увеличение клиентов с какой-либо стороны, а количество правильных клиентов в правильном месте. Торговый центр премиум-класса не выиграет от большого числа неплатежеспособных клиентов, а ресторану в Санкт-Петербурге все равно, сколько человек пользуются сервисом резервирования столиков в Новосибирске.
Кроме того, один и тот же клиент может принадлежать к разным категориям в зависимости от момента времени: пользователь YouTube может загружать и смотреть видеоролики.
Считается, что в войне стандартов при прочих сопоставимых характеристиках побеждает тот формат, который запустится раньше, потому что он сможет раньше набрать критическую массу пользователей. То есть для технологического предпринимателя важно сначала захватить рынок, а потом уже думать о деньгах. Так называемое преимущество первопроходца не срабатывает в случае многосторонних платформ, потому что в дело вступают подкрепляющие косвенные сетевые эффекты. Например, в войне видеоформатов VHS победил потому, что уделил внимание не только покупателям видеомагнитофонов, но и контент-провайдерам, а покупатели уже реагировали на количество контента на VHS.
Шесть проблем многосторонних платформ
При проектировании платформы ее создатели должны решить шесть фундаментальных проблем.
1. Силы трения
Первые 7 дней доступа — бесплатно.