Дети не слушаются, плохо учатся в школе, не могут завести друзей… С такими проблемами сталкиваются множество родителей. Американские психологи, талантливые лекторы, а также любящие отцы Генри Клауд и Джон Таунсенд считают, что причина дурного поведения детей – в неразвитости их ответственности перед собою и другими, в отсутствии правильных границ необходимого и дозволенного.
«Как воспитать в ребенке чувство ответственности?» – книга Клауда и Таунсенда, в которой они предлагают 10 принципов формирования границ. Эти правила актуальны для детей разных возрастов.
Почему детям нужны границы?
Однажды доктор Клауд был в гостях у своей подруги Эллисон и ее мужа Брюса. После ужина Клауд стал искать Эллисон и обнаружил ее в комнате 14-летнего сына Кэмерона. Она весело прибиралась. Пораженный Клауд сказал: «Мне жаль будущую жену Кэмерона».
Одна из целей воспитания – прицел на будущее. Будущее человека напрямую зависит от характера, на развитие которого родитель способен повлиять.
Кэмерон чувствовал себя вправе рассчитывать на безграничное сочувствие окружающих.
Граница – линия собственного «я», определяющая личность; она показывает, где заканчиваются права одного и начинаются права другого.
Взрослый с размытыми границами будет пытаться контролировать других или потеряет контроль над собой, станет пассивным.
Как считают авторы книги, у родителя 3 основных функции:
1. опекать и защищать ребенка;
2. дисциплинировать его;
3. быть источником ресурсов из внешнего мира (не только денег, еды, крова, но и знаний, навыков).
Если родители предоставляют возможности без установления границ, дети начинают верить в свои исключительные права и становятся эгоцентричными и требовательными. Когда взрослые экономят на ресурсах, дети отчаиваются и не развивают в себе навык достижения целей, приносящих удовлетворение.
Какие качества, связанные с границами, важны в жизни ребенка?
1. Любовь
Ответственность тесно связана с любовью, поскольку нам часто приходится подтверждать чувства поступками (особенно в браке, где у супругов общий бюджет, планы, цели).
2. Свобода
Часто люди думают, что не имеют выбора, и идут на поводу у судьбы. Например, соглашаются на ухудшение условий труда и терпят. Дети, получившие понимание границ, учатся тому, что не только ответственны за свою жизнь, но и свободны жить так, как хотят.
3. Инициатива
От ребенка нужно требовать инициативы. Если он скучает, стоит напомнить ему, что он сам ответственен за свое веселье.
4. Уважительное отношение к реальности
«Реальность – это суровые условия жизни, но единственное место, где можно получить хороший стейк». Реальность жестока, но у нее есть и плюсы.
Ребенок должен понять, что в основе великих достижений почти всегда лежит упорная работа. Это осознание поможет ему добиться успеха.
5. Развитие
Родителям стоит подталкивать детей, чтобы те стремились развиваться, а не ждали изменений от мира ради них. Сюда же относится умение справляться с неудачами и идти дальше.
6. Честность
По большому счету, все дети скрывают правду, когда она угрожает им неприятностями. Поэтому взрослым необходимо создать такие условия, в которых естественную склонность ребенка ко лжи можно преодолеть. Это требует тонкого баланса между безопасностью и принципами.
Какова бы ни была награда за послушание, сделайте ее большей для честного признания в чем-либо.
7. Забота о других