Немного истории
Первую попытку взять под контроль управление бизнес-процессами совершили на пороге прошлого столетия Фредерик Тейлор и его соратники. Они разработали методики промышленного реинжиниринга и усовершенствования производственных процессов и ручного труда, которые широко использовались в первой половине XX века.
Позже Уильям Деминг, Джозеф Джуран и Уолтер Шухарт создали комбинацию статистического контроля и усовершенствования процессов по Тейлору. Эта комбинация предусматривала постоянное, а не периодическое улучшение процессов, наделение рабочих полномочиями для совершенствования процессов, ограниченную вариативность и измерение процессов.
Преимущества такого подхода использовали японские предприятия, в частности Toyota, для восстановления после войны и выхода на глобальные рынки.
Следующий поворотный этап в развитии концепции управления бизнес-процессами случился в 90-е годы XX века, когда западные компании столкнулись с жесткой конкуренцией и последствиями экономического застоя. Реинжиниринг бизнес-процессов обогатился несколькими новыми подходами: кардинальной, а не постепенной перестройкой, охватом многофункциональных бизнес-процессов, применением информационных технологий, повышением требований к усовершенствованию процессов.
В это же время стал популярным подход «шесть сигм», разработанный компанией Motorola в 1980-х годах и активно продвигавшийся General Electric в 1990-е. Подход близок статистическому контролю процессов и нацелен в основном на мелкие рабочие процессы и постепенное усовершенствование.
Невзирая на популярность каких-то подходов, основное внимание в управлении бизнес-процессами должно быть сосредоточено на их усовершенствовании. Важно знать основные средства измерения и изменения функционирования процессов.
Что такое управление бизнес-процессами
Управление бизнес-процессами (УБП) — это системный подход к управлению, контролю и совершенствованию основных бизнес-процессов для достижения целей организации. Благодаря такому комплексному, системному и сознательному управлению процессами компания достигает более высоких результатов и реализует свою стратегию быстрее и эффективнее.
Два аспекта управления бизнес-процессами (УБП):
1. УБП как часть управления компанией. Этот тип управления обеспечивает реализацию стратегии и достижение целей бизнеса. Руководители высшего звена отвечают за процессы целиком, линейные руководители — за отдельные участки процессов.
2. Управление совершенствованием бизнес-процессов. Направлено на разработку и реализацию преимуществ УБП. Осуществляется менеджерами УБП, которые не отвечают за ежедневное управление бизнес-процессами.
Менеджеры УБП помогают линейным руководителям совершенствовать бизнес-процессы. В среднем 80% времени линейного руководителя должно уходить на выполнение его повседневных обязанностей, а 20% — на разработку новых идей. А менеджер УБП 80–100% своего времени посвящает совершенствованию бизнес-процессов.
Категории менеджеров УБП:
• Менеджер проекта. Обеспечивает достижение целей проекта.
• Менеджер программы. Обеспечивает достижение целей программы, состоящей из нескольких проектов.
• Менеджер по совершенствованию бизнес-процессов. Обеспечивает согласованность и эффективность бизнес-процессов.
• Главный руководитель процессов. Выстраивает процессы в соответствии со стратегией и целями бизнеса.
Если компания намерена внедрить управление бизнес-процессами как системный подход, ей нужно будет принять для этого определенные меры, то есть запустить и реализовать проект по управлению бизнес-процессам (проект УБП). На начальном этапе в проект УБП стоит привлечь внешних специалистов, одной из задач которых будет обучение и передача экспертизы сотрудникам компании, с тем чтобы в дальнейшем они могли вести проект самостоятельно.
Факторы успеха проекта УБП:
1. Вовлеченность в проект руководителя компании (наличие так называемого спонсора проекта). Готовность руководителя поддерживать проект, инвестировать в него время и деньги, внимание, личная заинтересованность.
2. Менеджер проекта УБП обладает опытом управления подобными проектами и опытом работы в бизнес-подразделениях компаний.
3. Проект связан со стратегией организации.
4. Проект или несколько проектов согласованы между собой и с архитектурой процессов компании.
5. Проект внедряется системно и структурированно, с учетом стратегии компании, принципов ее осуществления, поведенческих аспектов внедрения.
6. Сотрудники поддерживают проект и позитивно относятся к изменениям.
7. У сотрудников достаточно полномочий для выполнения задач и возможностей проявить свой потенциал.
8. Опыт запуска и завершения проектов УБП должен учитываться при подготовке всех новых проектов компании.
9. После завершения проекта процессы должны быть структурированы таким образом, чтобы компания понимала, как поддерживать их эффективность и продуктивность в будущем.
10. Информацию о ценностях и выгодах, которые создает проект по мере своей реализации, должны знать все заинтересованные стороны проекта.
Как внедрить УБП
Для эффективного внедрения УБП важны баланс и согласованность между потребностями компании и возможностями службы информационных технологий (ИТ). После того как в компании принято решение о необходимости проекта УБП, нужно выбрать сценарий внедрения. Выбор зависит от того, насколько увлечен темой УБП бизнес-менеджер (генеральный или исполнительный директор, руководитель подразделения).
Четыре сценария внедрения проекта УБП
1. «Вне поля зрения». Бизнес-менеджер мало владеет информацией об УБП, не уверен в преимуществах такого подхода и не очень ими интересуется.
2. «Пилотный проект». Бизнес-менеджер полностью владеет информацией об УБП, но не уверен в результате и для начала готов запустить только небольшой пробный проект.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.