Молодая учительница начала работать в средней школе, но столкнулась с бюрократией, неуспеваемостью учеников, их агрессией и личными проблемами. Она хотела уйти, но передумала и решила остаться.
Очень краткое содержание
Нью-Йорк, 1960-е годы. Окончив колледж, молодая учительница Сильвия стала преподавать английский язык и литературу в школе.
- Сильвия Баррет (Сил)
- — учительница английского языка и литературы, молодая, привлекательная, невысокого роста с каштановыми волосами и серо-голубыми глазами, справедливая, с хорошим чувством юмора.
Девушка приступила к работе с большим энтузиазмом, но с самого первого дня столкнулась со множеством проблем: отсутствием дисциплины и знаний у учеников, огромным количеством бумажной работы, прогулами
Сильвия пыталась наладить взаимоотношения со всеми учениками, старалась положительно влиять на их жизнь. За чередой провалов у неё случались и маленькие победы.
Кроме стандартных школьных проблем, Сильвия столкнулась с другими бедами: смертью одной ученицы и попыткой самоубийства другой. Она видела причину этих печальных событий в отсутствии доверия между учеником и учителем.
Как грустно, что никто из нас не слышит друг друга. Важное тонет в мелочах, катастрофы — в нелепостях.
По окончании первого семестра Сильвия хотела бросить работу и уйти преподавать в колледж. Она даже прошла собеседование, но сломала ногу и попала в больницу. Лёжа на больничной койке, девушка много думала о школе, преподавании и своих учениках. В итоге она всё же вернулась работать в школу.
Подробный пересказ по частям
Роман представляет собой собрание писем, документов и диалогов. Названия частей — условные.
Часть 1. Первый день на новом месте
В среднюю американскую школу прибыла новая учительница Сильвия Баррет. Проводя классный час первым уроком, Сильвия столкнулась с отсутствием дисциплины в классе и не смогла организовать учеников, а один из её подопечных отсутствовал во время занятия и был основным подозреваемым в краже бумажника.
Помимо дисциплины в классе, Сильвия столкнулась со множеством проблем — большим количеством бумаг и распоряжений, зачастую противоречащих друг другу, но обязательных к исполнению; нехваткой материалов, запретами, разрешениями и местным канцелярским языком, абсолютно непонятным стороннему человеку. В первый же день девушка обзавелась одним другом — учительницей Беатрис Шехтер и одним врагом — снабженцем Джеймсом Макхаби.
- Беатриса Шехтер (Беа, Мамаша)
- — учительница, простая, трудолюбивая, бездетная вдова, любит школу и учеников, легко находит с ними общий язык, готова всегда прийти на помощь коллегам и ученикам.
- Джеймс Дж. Макхаби (Адмирал Осёл)
- — начальник административного отдела и отдела снабжения школы, типичный мелкий тиран, но не лишён достоинств.
Работая в школе, Сильвия поняла, насколько далека та педагогика, которой её учили, от реалий школьной жизни. Девушка думала, что нужно быть сумасшедшей, чтобы остаться в этой школе дальше. Однако, несмотря ни на что, Сильвия решила продолжить работу.
Часть 2. Будни школьного учителя
Прошло 2 недели. Сильвия с головой ушла в работу, стойко перенося все трудности учительской жизни. Неуверенная в своих силах, она регулярно переписывалась с подругой, в письмах к которой описывала свои заботы и отношения с коллегами и учениками.
Во время занятий девушке периодически удавалось заинтересовать некоторых учеников. Не со всеми из них Сильвии удалось найти общий язык, но она искренне переживала за своих подопечных и их бездумное восприятие учебного материала.
Они не протестуют против авторитетов, хотя вечно протестуют, и притом бурно, а против чего, сами не знают! И им не приходит в голову подумать.
Среди коллег основным врагом для неё оставался Макхаби. Он вносил в работу Сильвии трудности, постоянно ссылаясь на различные нормы, прописанные в документах, и сильно мешая учебному процессу.
Многие ученики относились к молодой учительнице с недоверием. Особенно выделялся ученик Джо Фероне, с которым у Сильвии были очень напряжённые взаимоотношения.
- Джо Фероне
- — самый недисциплинированный ученик в школе, часто прогуливает, грубый, наглый, яркий, способный, умный, но учится плохо.
Ученик считал преподаваемые в школе предметы бессмысленными и бесполезными, а учителей воспринимал как людей, ставящих себя выше других.
Часть 3. Работа и личная жизнь
Сильвия считала, что плохо справляется с преподаванием. Девушка старательно пыталась сохранить баланс между дружелюбием и фамильярностью, но удавалось ей это с большим трудом.
Отношения с Фероне по-прежнему были очень напряжёнными, но педагог всё ещё пыталась наладить с ним контакт. Сильвия искренне переживала за него, считая, что этот ученик слишком умён и ярок, чтобы затеряться в толпе. Однако парень, несмотря на свои способности, плохо учился и часто пропускал занятия.
Несмотря на плотную занятость, у Сильвии хватало времени на личную жизнь. Она привлекла внимание своего коллеги Пола Барринджера.
- Пол Барринджер
- — учитель, школьный писатель и поэт, привлекательный, загорелый, с тонкими чертами лица и ослепительной улыбкой, умный, остроумный.
Часть 4. Вакансия
Освоившись, Сильвия поняла, что многие ученики сильно отстали от школьной программы. Она пыталась привить им интерес к литературе, но сделать это не удалось.
Девушка получила письмо от своей знакомой, из которого узнала о скором открытии вакансии в небольшом колледже. Это привлекло внимание Сильвии, она задумалась о смене работы, но ей нравились ученики.
Но вот беда — мне нравятся мои ученики, я сама выбрала школу, я чувствую, что нужна им. Особенно ребятам вроде Фероне.
Часть 5. Смерть ученицы
Одна из учениц умерла от заражения крови, пытаясь вызвать у себя выкидыш при помощи вязальной спицы. Это стало сильным потрясением для Сильвии. Ранее девочка хотела поговорить наедине с учительницей, однако та не смогла с ней встретиться. Молодой педагог в глубине души винила себя и допускала, что, если бы их встреча состоялась, то девочка была бы жива.
Её смерть преследует меня. Я всё время думаю — если бы я услышала тот её зов о помощи! Но нам не дано прикасаться к ранам…
Часть 6. Прирождённый учитель
Поприсутствовав на уроке Сильвии, начальник похвалил её, но также сделал несколько неофициальных замечаний, к которым рекомендовал прислушаться. Он отметил, что Сильвия — прирождённый учитель.
Девушка по-прежнему пыталась наладить контакт с Фероне, но он отказывался говорить с ней после занятий.
Личная жизнь Сильвии не развивалась — Пол ей нравился только внешне.
Он и правда очень привлекателен. Но поверхностен, и всё в нём так гладко отполировано, что не за что зацепиться.
Часть 7. День открытой школы
Состоялся день открытой школы, во время которого в школу приглашались родители учеников. Многие из них вовсе не пришли, и Сильвия считала это мероприятие провальным, несмотря на все выполненные инструкции. С другой стороны, она много узнала о своих учениках и их проблемах.
Часть 8. Попытка самоубийства
Одна из учениц влюбилась в Пола. Увидев мужчину в кафе в компании Сильвии, девочка стала ревновать. Страдая, она писала письма с признаниями в любви, но не отправляла адресату. Наконец, набравшись храбрости, она бросила послание в ящик учителя.
Прочитав письмо, Пол написал ответ, в котором исправил грамматические ошибки и посоветовал обратить внимание на орфографию и пунктуацию. Получив это письмо, школьница написала ответ и выбросилась из школьного окна. Девочка осталась жива, но ей грозила операция и пожизненная хромота.
Несмотря на трагическое событие, жизнь шла своим чередом, школа готовилась к полугодовым экзаменам и Дню Благодарения. Сильвия собиралась отметить праздник в компании Пола, но не знала, как относиться к человеку, способному исправлять грамматические ошибки в любовном письме.
Часть 9. Бунт и танцы
В школьной столовой Сильвия столкнулась с Фероне. Он попросил разрешения взять стулья из учительского буфета. Девушка разрешила, и мальчишки кинулись за мебелью. Разбушевавшихся ребят утихомирил Макхаби, потребовав тишины. Ученики подчинились, но в полном молчании начали бить посуду и разбрасывать вещи, выражая протест. В качестве дисциплинарной меры Макхаби хотел отменить назначенные на вечер танцы, но отказался от этой идеи, опасаясь нового бунта.
Потом произошёл инцидент, из-за которого над Сильвией нависла угроза увольнения. Во время полугодовых экзаменов Фероне попросил разрешения выйти в уборную. Дежурного по коридору на месте не оказалось, и Сильвия разрешила идти без провожатого. Через несколько минут ученик вернулся в класс в сопровождении Макхаби.
Коллега отметил важность совершённого поступка и сказал, что результат экзаменов Фероне отразится на самой Сильвии.
Часть 10. Встреча
Устав от школы, Сильвия намеревалась во 2-м семестре перейти работать в колледж. Беа же советовала ей остаться в школе, утверждая, что девушка здесь необходима.
Школа готовилась к окончанию семестра и традиционному предпраздничному дню «Учителя на один день». По школьному обычаю накануне праздника учителя менялись местами с учениками, а в конце дня проходило представление.
Случай с походом Фероне в уборную без провожатого прошёл для Сильвии без последствий. Ученик достойно и честно сдал экзамен. После этого парень согласился наконец поговорить с учительницей. Она хотела уговорить ученика не бросать школу, направить на путь получения дальнейшего образования, обратить внимание Фероне на его способности и взаимоотношения с людьми.
Девушка очень хотела помочь ученику, но её слова не доходили до него. Фероне хотел близости и думал, что их желания совпадают. Он ждал, что девушка подаст знак. Не зная, что делать, Сильвия ничего не предприняла. Тогда Фероне послал её к чёрту и стремительно покинул кабинет.
Во время мероприятия «Учитель на один день» в школе творился хаос. У Пола, руководящего постановкой, тоже было множество проблем, и он обращался за помощью к Сильвии.
Часть 11. Травма
Во время представления в актовый зал проникли хулиганы с улицы. Они разбрасывали мусор, из-за чего воцарился хаос. Непрошенных гостей выгнали, и представление продолжилось.
Сильвия отправилась за сцену, чтобы помочь Полу. Когда девушка находилась там, тяжёлая дверь, к которой крепились декорации, сорвалась с петель и упала ей на ногу. Сильвия попала в больницу с переломом.
Девушка собиралась сменить место работы и находилась в подвешенном состоянии: она ещё была не уволена из школы и официально не зачислена в штат колледжа. Но в больнице Сильвия начала тосковать по школе. Вспоминая о ней, девушка забывала обо всём плохом. Она по-прежнему хотела перейти работать в колледж, но уже без былой уверенности.
От учеников Сильвия получила множество писем. Многие скучали по учительнице. Они желали ей скорейшего выздоровления и ждали её возвращения.
Часть 12. Возвращение
Из больницы Сильвия вернулась преподавать в школу. Ученики радостно встретили учительницу. Как и на самом первом занятии, в классе была полнейшая неразбериха, однако Сильвия чувствовала себя гораздо более уверенной.