Леонардо да Винчи

англ. Walter Isaacson. Leonardo da Vinci: The Biography · 2017
Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 19 ч
Очень кратко:

О жизни и изобретениях удивительно разностороннего гения — Леонардо да Винчи.

Уолтер Айзексон — известный автор биографий незаурядных людей, написавший бестселлеры о Бенджамине Франклине, Альберте Эйнштейне, Стиве Джобсе, Генри Киссинджере. И вот теперь — Леонардо да Винчи. По признанию Айзексона, его в первую очередь привлекают люди, одаренные во многих сферах, работающие на стыке науки и искусства, технологии и творчества, которые для них неразделимы. Такие разносторонние личности есть в каждой эпохе, но самый яркий из них, безусловно, Леонардо да Винчи.

В письме правителю Милана да Винчи перечислял свои многочисленные навыки. Они включали проектирование мостов, фортификационных сооружений, пушек, бронетехники, кораблей, архитектуру и строительство общественных зданий.

Помимо прочего, Леонардо сообщает мимоходом, что он еще и художник. Ему было 30 лет, и самые знаменитые его картины, «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», еще не были написаны.

Все это — и живопись, и анатомия, и летательные аппараты, и зоология, и ботаника, и много чего еще — было для Леонардо частью единого целого, прекрасного мира, все стороны которого ему хотелось узнать. Наука и искусство тоже были единым целом, что видно на рисунке «витрувианского человека», иллюстрирующего принцип золотого сечения.

Один из первых биографов Леонардо, его преданный почитатель, художник Джорджио Вазари, считал, что его кумир был одарен свыше, настолько сверхъестественными казались его таланты. Однако Айзексон считает иначе. У Леонардо не было систематизированного образования, он почти не учился. Однако усвоив какой-то навык, он постоянно стремился улучшить его, непрерывно совершенствуя. Он был любопытным и интенсивным наблюдателем с богатым воображением, которому было интересно все, от летательных аппаратов до причины, по которой небо синего цвета.

Источником вдохновения для Айзексона, по его признанию, стали не картины Леонардо, а его тетради, в которых отражается весь спектр его интересов — в виде набросков, чертежей, ботанических зарисовок, схем летательных и подводных аппаратов, басен, загадок и тому подобного. В этих заметках видно все бесконечное любопытство Леонардо буквально ко всему на свете. Если он чего-то не понимал до конца, он делал пометки: спросить у мастера по строительству мостов (врача, архитектора и т. п.). Он ставит себе задачи, которым следует на протяжении всей жизни. Иногда его любопытство выходит за рамки обычного: ему хочется узнать, как устроен язык дятла, раздуваются ли легкие свиньи при выдохе только в длину или в ширину тоже, и тому подобное.

Айзексон изучил свидетельства современников Леонардо, описывающих его как красивого и обаятельного человека. В то же время многое в его жизни окутано тайной, в том числе место рождения и смерти. Были у да Винчи и слабости, и неудачи, и незаконченные работы, но без них портрет этого гения Возрождения был бы неполным, считает автор.

Пятнадцатый век был эпохой расцвета гениев, таких как Гуттенберг, Колумб и Леонардо; эпохой открытий, изобретений и новых технологий. Наше время, считает Айзексон, так же нуждается в расцвете наук и искусств, и потому нашим современникам есть чему поучиться у Леонардо. Его любопытство и тяга к экспериментам, отсутствие страха перед возможными ошибками дают прекрасный пример не только нам, но и будущим поколениям, считает автор.

Идея 1. Часто в том, что на первый взгляд кажется трудностью, заключена возможность

Так, незаконнорожденность стала благом для да Винчи, дав ему свободу и возможность распоряжаться собой.

Пятнадцатый век во Флоренции был, по выражению историка Джейкоба Бурхардта, золотым веком бастардов. Вне брака были рождены Бокаччо, Петрарка, художники Филиппо и Филиппино Липпи и многие другие одаренные люди. Незаконнорожденным был и Чезаре Борджиа, будущий покровитель Леонардо, впоследствии ставший кардиналом.

Во Флоренции рождение внебрачного ребенка не считалось позором. С одной стороны, конечно, это создавало определенные неудобства при дележе наследства, присвоении титула, определении социального статуса. Зато с другой — давало полную свободу выбора профессии. Законные сыновья Пьеро Винчи, потомственного нотариуса, такой свободой похвастаться не могли — ведь им тоже надлежало стать нотариусами. Вряд ли Леонардо мог бы найти себя в этой скучной профессии, не дававшей никакого простора воображению.

Матерью Леонардо была крестьянка Катерина Липпи, отцом — Пьеро да Винчи из семьи почтенного нотариуса Антонио да Винчи. (Приставка «да» означала «из» Винчи, местечка неподалеку от Флоренции). О Катерине известно лишь то, что она была сиротой из бедной фермерской семьи. Брак между ними был невозможен, однако отец признал ребенка как своего. Впоследствии родственники Пьеро, устроили брак девушки с человеком ее круга, а Пьеро женился на богатой невесте. Маленький Леонардо рос в двух домах — материнском и деда Антонио да Винчи. Ему не нужно было перенимать семейную профессию, его не отправили учиться в одну из классических школ, где изучали латынь и гуманитарные науки. Взрослые научили его грамоте и азам математики, а все остальное он освоил самостоятельно. Его ум не был ограничен, и себя он называл учеником опыта и эксперимента. Он не пользовался заемными мыслями из средневековых схоластических трудов, которым учили в подобных школах. Юный Леонардо стремился к практике, эксперименту, был наблюдательным и упорным.

Детство и юность Леонардо совпали с расцветом Флоренции. Это был короткий период без затяжных войн и междоусобиц, а изобретение печатного станка расширяло возможности получения новых знаний. Аристократия уступала позиции торговому сословию и финансистам, развивалось право, бухгалтерия, кредиты и страхование, повышался общий уровень грамотности. И Леонардо успешно и разумно этим пользовался.

Первая законная жена Пьеро умерла бездетной, и мальчик какое-то время жил в доме отца. Пьеро мог бы официально усыновить его, сделав наследником, и готовить из него будущего нотариуса, но, заметив склонность сына к искусствам, поступил по-другому: отдал его учеником в мастерскую художника Вероккио, к великой радости мальчика. Там он мог научиться тому, к чему лежала душа, удовлетворить свое бесконечное любопытство.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Посетителям Брифли — скидка 30% в первые 3 дня после регистрации на MakeRight.
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: