Доктор Б. Алан Уоллес – ученый, автор и переводчик, работающий в области тибетского буддизма. Его учителями были Далай-лама, Гьятрула Ринпоче и другие.
Данная книга представляет собой научный труд, в котором приводятся практики медитации, а также детальный анализ основополагающих вопросов о природе ума и человеческого существования. Автор рассматривает позиции философов, ученых естественнонаучных направлений, психологов, религиоведов, христиан и буддистов и предлагает мультикультурный подход к практике медитации.
Подход к медитации
Медитация – это техника релаксации, которая помогает снизить уровень стресса. Медитация может быть частью религиозных ритуалов, а может использоваться как инструмент терапевтической поддержки.
С давних времен люди стали задумываться над вопросом: «Кто я?» Размышления о самости приводили к различным выводам:
1. Христианская традиция
Согласно библейскому толкованию, человек создан по образу божьему. Бог есть благо, и его творение, соответственно, тоже. При этом природа человека искажена грехом. Таким образом, в человеке сочетается добро и зло.
2. Философская традиция
Философы древней Греции призывали к поиску истины и знания, познанию добра и совершенствованию.
Пифагор считал, что жизнь должна быть посвящена страстному, сочувственному созерцанию, которое порождает экстаз, проистекающий из прозрения природы реальности. Пифагор, Сократ и Плотин считали, что души перерождаются до тех пор, пока не достигнут очищения и не отыщут высочайшее счастье, рожденное созерцанием.
3. Восточная традиция
В восточной культуре медитация практикуется уже несколько тысячелетий. Сохранились скульптуры медитирующих людей, относящиеся к Индийской цивилизации периода с 3000 до 2500 года до нашей эры.
Учителем медитации для будущего Будды стал Ара Калама. Он обучал самадхи – медитативному состоянию, при котором внимание оттягивается от физических чувств, мысли успокаиваются, наступает безмятежность. Гуатама (будущий Будда) достиг самого чистого из видов самадхи, его ум погрузился в бесформенное измерение бытия, лишенное содержания, позволяющее переживать чистое «ничто». Он продолжал учиться и совершенствоваться, его целью было достичь высшего состояния возвышенного покоя и освободиться от циклов бытия.
4. Научный подход
Биологи объясняют развитие человека через эволюцию, главная цель которой – выживание и размножение. При таком подходе понятия «зло» и «добро» не имеют никакого смысла.
• Психиатры рассматривают человека с точки зрения подсознательных импульсов, влечения к сексу и к власти над другими.
• Ученые-бихевиористы избегают субъективности восприятия личного опыта от первого лица. Они старались изучать объективные факторы, такие как поведение.
• Направление позитивной психологии сосредоточилось на изучении потенциала человека, его устремлений.
• Психологи-когнитивисты изучают повреждения мозга и психическое здоровье. Они напрямую исследуют физические корреляты умственных актов, которые могут быть либо причинами, либо следствиями поступков.
Восточные и Западные созерцатели изучали природу ума, сознания и самости. При этом каждый подход имел свои недостатки: религия зациклена на доктрине, наука материалистична, а созерцательные методы упускаются из виду.
«Что мы собой представляем, когда тихо сидим в своей комнате и ничего не делаем, просто присутствуя?»
Созерцание реальности связано с умственным восприятием, а не с восприятием посредством физических чувств или мышления. Медитация – это тренировка ума.