Жил царь Киркоус, и был у него дядя Лазарь. Сын князя, Еруслан Лазаревич, в десять лет был изгнан из царства. Его недюжинная сила приносила во время игр со сверстниками одни беды: кого он возьмёт за руку — тому руку вырвет, а кого за ногу — тому ногу выломает. Взмолились князья и бояре: «Либо нам в царстве жить, либо Еруслану». И сказал Еруслан расстроенному отцу: «Не тужи, батюшка, вели поставить для меня около моря палаты каменные, буду там жить один». Однажды его уединение нарушил старый конюх отца, который узнал, что юноша опечален тем, что не может подобрать себе любимого коня, ибо никакой конь выдержать его тяжесть не в состоянии. Конюх утешил молодца и обещал помочь ему. На следующее утро он пригонит к берегу целое стадо, а впереди будет самый резвый жеребец, его-то и должен поймать Еруслан. Юноша справился с этим и дал своему доброму коню имя — вещий Араш.
И решил Еруслан проверить надёжность своего нового друга, и выехал в чистое поле навстречу рати великой. Это была, как оказалось, рать царя Киркоуса и в её рядах отец Еруслана. Вышла рать на бой против Данилы, князя Белого, грозящегося взять в плен Киркоуса и всё его царство. Еруслан разбил вражеское войско, а Данилу, взмолившегося о пощаде и обещавшего не держать впредь зла на царя Киркоуса, отпустил живым. Киркоус просит прощения у Еруслана за изгнание его из своего царства, уговаривает остаться у него на службе и обещает дать ему в награду «до половины царства своего и державу». Еруслан великодушно не помнит причинённого ему Киркоусом зла, но отказывается остаться в его царстве, обещая, когда понадобится, прийти царю на помощь. От награды он также отказался, говоря: «Государь-царь! Одно из двух: либо добиться корысти, либо богатырской славы».
Отъехав от царства Киркоуса, Еруслан увидел побитую великую рать Феодула-змея. Победил её князь Иван, русский богатырь, добивающийся руки дочери Феодула. Захотелось Еруслану помериться силою с первым русским богатырём. Съехались они в чистом поле, ударил Еруслан богатыря копьём против сердца тупым концом и свалил с коня на землю. Стало жаль Еруслану убивать Ивана, и молвил он: «Мы не враги, а захотели с тобою потешиться, и плеча своего испытали, будем же отныне братьями». Они побраталися и поцеловалися. Вскоре Еруслан побеждает Феодула-змея и выдаёт замуж его дочь-царевну за князя Ивана. Из их разговора Еруслан узнаёт, что где-то в поле кочуют две царевны, у которых даже служанки краше жены Ивана, и что есть человек храбрее Еруслана и зовут его Ивашко — Белая поленица. Он стережёт индийские границы, и никто ещё там проехать не сумел.
Еруслан подосадовал и стал думать, что ему делать: искать ли тех двух царевен, или сразиться с Ивашкой, или поехать к отцу да к матери челом ударить. Решив, что родители в разлуке с ним состарились, а царевны и Ивашко — Белая поленица от него не уйдут, он поехал к родителям. Он застал царство Киркоуса разорённым и, едва разыскав там одного человека, узнал от него, что уже третий год пошёл с тех пор, как вероломный князь Данила Белый завоевал всё царство, а самого Киркоуса, отца Еруслана и двенадцать богатырей взял в плен. Заплакал Еруслан при этой вести и пожалел, что поверил коварному Даниле.
Поехал он на коне своём Араше во владения Данилы и пробрался в темницу, в которой сидели пленники с выколотыми глазами. От отца Еруслан узнал, что они могут прозреть, если помажут глаза свежей печенью и горячей кровью Зелёного царя. Живёт тот царь на море, и никакой богатырь не может его одолеть. Закручинился Еруслан потому, что был он ещё молод и неопытен, но, помолившись Спасу, сел на коня и отправился на поиски Зелёного царя. С помощью девицы-волшебницы, обратившейся в птицу, он его нашёл. В дороге Еруслану встречается говорящая голова храброго богатыря, погибшего при сражении с Зелёным царём. Она дала Еруслану меч и научила, как убить Зелёного царя. Убив царя, взяв его печень и горячую кровь, Еруслан вернулся в царство Данилы Белого. Он привёл его к темнице, где находился царь Киркоус, и тот его ушиб о землю до смерти. Затем Киркоус, отец Еруслана и двенадцать богатырей, помазав глаза, прозрели. Жестоко расправившись со своими недругами и позаботившись о тех, кто был к нему добр, Киркоус вернулся в своё царство и, устроив его лучше прежнего, зажил в нём безмятежно.
Еруслан же поехал в чистое поле казаковать. Прошло много дней, и очутился он на индийской границе. Стерегущий её Ивашко — Белая поленица возмутился появлением пришельца и вызвал его на бой. «Два богатыря в поле не живут» — и убил Еруслан Ивашко. В Индийском царстве Еруслан уничтожает чудище о трёх головах, обитавшее в озере, пожиравшее каждый день по человеку и назавтра готовившееся сожрать царскую дочь. На дне озера Еруслан нашёл драгоценный камень, какого не было на всей индийской земле. В награду за убийство чудища царь отдаёт за Еруслана замуж свою дочь. В первую же брачную ночь Еруслан, однако, покидает жену, узнав, что в солнечном городе живёт царевна намного её краше. Он отправляется на поиски новой красавицы, велев жене, если у неё родится сын, надеть ему на руку добытый им в озере драгоценный камень.
Прибыв в солнечный город, Еруслан зажил с красавицей царевной. Жену свою он забыл, а меж тем она произвела на свет сына и назвала его также Ерусланом. Мальчик рос таким же богатырём, как его отец. Когда ему исполнилось двенадцать лет, он за хотел «потешиться царскою потехой», но «добрых родов царские дети и великих князей» стали бесчестить его и называть незаконным сыном. Он пожаловался матери, и та объяснила ему, чей он сын и куда уехал отец. И выбрав себе доброго коня, оседлав его и взяв в руку булатное копье, поехал Еруслан Ерусланович на поиски отца.
Приехал он к солнечному городу, встал на мосту и свистнул богатырским голосом. Его отец сказал царевне: «Не простой то человек крикнул, свистнул сильный богатырь». И приготовился к бою. Вооружившись копьями, съехались богатыри. Сын схватился за копьё отца, рука его оголилась — и Еруслан по камню узнал сына. И покинул Еруслан Лазаревич свою красавицу царевну, и с сыном своим приехал в Индийское царство к законной жене. Подарил индийский царь Еруслану половину своего царства. Сын же, Еруслан Ерусланович, поехал в чистое поле гулять-казаковать на добром коне, вещем Араше, искать царей и королей, и сильных богатырей, и удалых людей. Захотел заработать себе честь и славу.