кадр из фильма «Преступление и наказание» (2007)

Фёдор Михайлович Достоевский
Ф. М. Достоевский
1821−1881

Преступление и наказание

1866
Краткое содержание романа
Читается за 5–10 мин
Оригинал — за 15−16 ч

60-е годы XIX в. Бедный район Петер­бурга, примы­ка­ющий к Сенной площади и Екате­ри­нин­скому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Рома­нович Расколь­ников поки­дает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процент­щице Алене Ивановне, которую гото­вится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распи­вочных, где случайно знако­мится со спив­шимся, поте­рявшим место чинов­ником Марме­ла­довым. Тот расска­зы­вает, как чахотка, нищета и пьян­ство мужа толк­нули его жену, Кате­рину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для зара­ботка на панель.

На следу­ющее утро Расколь­ников полу­чает из провинции письмо от матери с описа­нием бед, пере­не­сённых его младшей сестрой Дуней в доме разврат­ного поме­щика Свид­ри­гай­лова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петер­бург в связи с наме­ча­ю­щимся заму­же­ством Дуни. Жених — расчёт­ливый делец Лужин, жела­ющий строить брак не на любви, а на бедности и зави­си­мости невесты. Мать наде­ется, что Лужин мате­ри­ально поможет её сыну кончить курс в универ­си­тете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Расколь­ников укреп­ля­ется в наме­рении убить процент­щицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благо­даря её деньгам от неза­слу­женных стра­даний будут избав­лены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвра­щение к крова­вому насилию вновь подни­ма­ется в душе героя после увиден­ного им сна-воспо­ми­нания о детстве: сердце маль­чика разры­ва­ется от жалости к заби­ва­емой до смерти клячонке.

И все же Расколь­ников убивает топором не только «гадкую стару­шонку», но и её добрую, кроткую сестру Лиза­вету, неожи­данно вернув­шуюся в квар­тиру. Чудом уйдя неза­ме­ченным, он прячет похи­щенное в случайном месте, даже не оценив его стои­мости.

Вскоре Расколь­ников с ужасом обна­ру­жи­вает между собой и другими людьми отчуж­дение. Заболевший от пере­жи­того, он, однако, не в состо­янии отверг­нуть тяго­тящие его заботы това­рища по универ­си­тету Разу­ми­хина. Из беседы послед­него с врачом Расколь­ников узнает, что по подо­зрению в убий­стве старухи арестован маляр Миколка, простой дере­вен­ский парень. Болез­ненно реагируя на разго­воры о преступ­лении, сам он также вызы­вает подо­зрение у окру­жа­ющих.

Пришедший с визитом Лужин шоки­рован убоже­ством каморки героя; их разговор пере­рас­тает в ссору и закан­чи­ва­ется разрывом. Особенно заде­вает Расколь­ни­кова близость прак­ти­че­ских выводов из «разум­ного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошло­стью) и собственной «теории»: «людей можно резать...»

Бродя по Петер­бургу, больной юноша стра­дает от своей отчуж­дён­ности с миром и уже готов сознаться в преступ­лении перед властями, как видит раздав­лен­ного каретой чело­века. Это Марме­ладов. Из состра­дания Расколь­ников тратит на умира­ю­щего последние деньги: того пере­носят в дом, зовут доктора. Родион знако­мится с Кате­риной Ивановной и Соней, проща­ю­щейся с отцом в неуместно ярком наряде прости­тутки. Благо­даря доброму делу герой нена­долго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квар­тире прие­хавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прого­няет их. Он снова одинок, но у него появ­ля­ется надежда сбли­зиться с «пере­сту­пившей», как и он, абсо­лютную запо­ведь Соней.

Заботы о родных Расколь­ни­кова берет на себя Разу­михин, едва ли не с первого взгляда влюбив­шийся в краса­вицу Дуню. Тем временем оскорб­лённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе зало­женных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подо­зрения неко­торых знакомых, Родион сам напра­ши­ва­ется на встречу с Порфи­рием Петро­вичем, следо­ва­телем по делу об убий­стве старухи процент­щицы. Последний вспо­ми­нает о недавно опуб­ли­ко­ванной в газете статье Расколь­ни­кова «О преступ­лении», пред­лагая автору разъ­яс­нить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Полу­ча­ется, что «обык­но­венное» («низшее») боль­шин­ство всего лишь мате­риал для воспро­из­вод­ства себе подобных, именно оно нужда­ется в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разру­шают насто­ящее во имя лучшего, даже если пона­до­бится «пере­сту­пить» через ранее уста­нов­ленные для «низшего» боль­шин­ства нрав­ственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступ­ники» затем стано­вятся «новыми зако­но­да­те­лями». Таким образом, не признавая библей­ских запо­ведей («не убий», «не укради» и др.), Расколь­ников «разре­шает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и прони­ца­тельный Порфирий разга­ды­вает в герое идео­ло­ги­че­ского убийцу, претен­ду­ю­щего на роль нового Напо­леона. Однако у следо­ва­теля нет улик против Родиона — и он отпус­кает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуж­дения ума и сама приведёт его к признанию в соде­янном.

Действи­тельно, герой все больше убеж­да­ется, что ошибся в себе: «насто­ящий властелин <…> громит Тулон, делает резню в Париже, забы­вает армию в Египте, тратит полмил­лиона людей в москов­ском походе», а он, Расколь­ников, муча­ется из-за «пошлости» и «подлости» единич­ного убий­ства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не пере­ступил» через нрав­ственный закон. Сами мотивы преступ­ления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «спра­вед­ли­вости», согласно рево­лю­ци­онно-соци­а­ли­сти­че­ским учениям пере­да­ющий досто­яние «хищников» их жертвам.

Прие­хавший вслед за Дуней в Петер­бург Свид­ри­гайлов, по-види­мому, виновный в недавней смерти своей жены, знако­мится с Расколь­ни­ковым и заме­чает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвра­щении к обид­чику сестры Родиона привле­кает его кажу­щаяся способ­ность насла­ждаться жизнью, несмотря на совер­шенные преступ­ления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, проис­ходит реши­тельное объяс­нение. Лужин улича­ется в клевете на Расколь­ни­кова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, само­от­вер­женно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеж­да­ются в чистоте и благо­род­стве юноши и сочув­ствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опоро­чить Расколь­ни­кова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучи­тельное отчуж­дение от близких, приходит к Соне. У неё, «пере­сту­пившей» запо­ведь «не прелю­бо­дей­ствуй», ищет он спасение от невы­но­си­мого одино­че­ства. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собе­седник. Любовь и состра­дание к близким, вера в мило­сердие Бога никогда не поки­дали её. Она читает Родиону еван­гель­ские строки о воскре­шении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «напо­лео­нов­ским» замыслом о власти над «всем мура­вей­ником».

Мучимый одновре­менно страхом и жела­нием разоб­ла­чения, Расколь­ников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспо­коясь о своём закладе. Вроде бы отвле­чённый разговор о психо­логии преступ­ников в конце концов доводит юношу до нерв­ного срыва, и он почти выдаёт себя следо­ва­телю. Спасает его неожи­данное для всех признание в убий­стве процент­щицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Марме­ла­довых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Кате­рина Ивановна в припадке болез­нен­ного само­любия оскорб­ляет хозяйку квар­тиры. Та велит ей с детьми немед­ленно съехать. Вдруг входит Лужин, прожи­ва­ющий в том же доме, и обви­няет Соню в краже сторублёвой ассиг­нации. «Вина» девушки дока­зана: деньги обна­ру­жи­ва­ются в кармане её фартука. Теперь в глазах окру­жа­ющих она ещё и воровка. Но неожи­данно нахо­дится свиде­тель того, что Лужин сам неза­метно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Расколь­ников объяс­няет присут­ству­ющим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчи­тывал вернуть распо­ло­жение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квар­тиру, где герой призна­ется девушке в убий­стве старухи и Лиза­веты. Та жалеет его за нрав­ственные муки, на которые он себя обрёк, и пред­ла­гает иску­пить вину добро­вольным призна­нием и каторгой. Расколь­ников же сокру­ша­ется только о том, что оказался «тварью дрожащей», с сове­стью и потреб­но­стью в чело­ве­че­ской любви. «Я ещё побо­рюсь», — не согла­ша­ется он с Соней.

Между тем Кате­рина Ивановна с детьми оказы­ва­ется на улице. У неё начи­на­ется горловое крово­те­чение, и она умирает, отка­зав­шись от услуг священ­ника. Присут­ству­ющий здесь Свид­ри­гайлов берётся опла­тить похо­роны и обес­пе­чить детей и Соню.

У себя дома Расколь­ников находит Порфирия, который убеж­дает юношу явиться с повинной: «теория», отри­ца­ющая абсо­лют­ность нрав­ствен­ного закона, оттор­гает от един­ствен­ного источ­ника жизни — Бога, творца единого по природе чело­ве­че­ства, — и тем самым обре­кает своего плен­ника на смерть. «Вам теперь <…> воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в винов­ность Миколки, «приняв­шего стра­дание» по исконной народной потреб­ности: иску­пить грех несо­от­вет­ствия идеалу — Христу.

Но Расколь­ников ещё наде­ется «пере­сту­пить» и нрав­ствен­ность. Перед ним — пример Свид­ри­гай­лова. Их встреча в трак­тире откры­вает герою печальную истину: жизнь этого «ничтож­ней­шего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаим­ность Дуни — един­ственная надежда для Свид­ри­гай­лова вернуться к источ­нику бытия. Убедив­шись в её беспо­во­ротной нелюбви к себе во время бурного разго­вора на его квар­тире, он через несколько часов застре­ли­ва­ется.

Тем временем Расколь­ников, гонимый отсут­ствием «воздуха», проща­ется с родными и Соней перед призна­нием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по насто­янию Сони, на глазах народа пока­янно целует землю, перед которой «согрешил». В поли­цей­ской конторе он узнает о само­убий­стве Свид­ри­гай­лова и делает офици­альное признание.

Расколь­ников оказы­ва­ется в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разу­ми­хина. Соня посе­ли­лась возле Расколь­ни­кова и наве­щает героя, терпе­ливо снося его мрач­ность и равно­душие. Кошмар отчуж­дён­ности продол­жа­ется и здесь: катор­жане из просто­на­родья нена­видят его как «безбож­ника». Напротив, к Соне отно­сятся с нежно­стью и любовью. Попав в тюремный госпи­таль, Родион видит сон, напо­ми­на­ющий картины из Апока­лип­сиса: таин­ственные «трихины», вселяясь в людей, порож­дают в каждом фана­тичную убеж­дён­ность в собственной правоте и нетер­пи­мость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в <…> бессмыс­ленной злобе», пока не истре­бился весь род чело­ве­че­ский, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему откры­ва­ется наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к един­ству в любви и к полноте жизни. В нем пробуж­да­ется «беско­нечная любовь» к Соне. На пороге «воскре­сения в новую жизнь» Расколь­ников берет в руки Еван­гелие.  Пересказала О. А. Богданова

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
На обложке: кадр из фильма «Преступление и наказание» (2007)
Рассказать друзьям:
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Читайте также

Лев Николаевич Толстой
Л. Н. Толстой
Действие книги начи­на­ется летом 1805 г. в Петер­бурге. На вечере у фрей­лины Шерер присут­ствуют среди прочих гостей Пьер Безухов, неза­конный сын бога­того вель­можи, и князь Андрей Болкон­ский...
Иван Сергеевич Тургенев
Тургенев
20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, соро­ка­трех­летний, но уже немо­лодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на посто­ялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил универ­ситет...
Фёдор Михайлович Достоевский
Достоевский
Конец 1867 года. Князь Лев Нико­ла­евич Мышкин приез­жает в Петер­бург из Швей­царии...
Что непонятно? Что упущено? Что можно улучшить? Все отзывы читаем, публикуем только полезные и интересные.