кадр из фильма «Очарованный странник» (1990)

Николай Лесков
Николай Лесков
1831−1895

Очарованный странник

1873
Краткое содержание повести
Читается за 5–10 мин
Оригинал — за 4−5 ч

По дороге к Валааму на Ладож­ском озере встре­ча­ются несколько путников. Один из них, одетый в послуш­ничий подрясник и по виду «типи­че­ский бога­тырь», расска­зы­вает, что, имея «Божий дар» к приру­чи­ванию лошадей, он, по роди­тель­скому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погиб­нуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <…> я в лошадях знаток и при ремон­тёрах состоял для их руко­вод­ство­вания», — говорит о себе сам герой) Иван Севе­рьяныч, господин Флягин, расска­зы­вает свою жизнь.

Проис­ходя родом из дворовых людей графа К. из Орлов­ской губернии, Иван Севе­рьяныч с детства пристра­ща­ется к лошадям и однажды «смеха ради» заби­вает до смерти монаха на возу. Монах явля­ется ему ночью и корит за лишение жизни без пока­яния. Он же расска­зы­вает Ивану Севе­рья­нычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз поги­бать и ни разу не погибнет, до того как придёт насто­ящая «поги­бель» и Иван Севе­рьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Севе­рьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неми­ну­емой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отру­бает хвост хозяй­ской кошке, которая таскает у него голубей, и в нака­зание его жестоко порют, а потом отсы­лают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее нака­зание Ивана Севе­рья­ныча «дому­чило», и он реша­ется покон­чить с жизнью. Уготов­ленную для смерти верёвку обре­зает цыган, с которым Иван Севе­рьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Севе­рьяныч расста­ётся, и, продав чинов­нику сереб­ряный крест, он полу­чает отпускной вид и нани­ма­ется «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Севе­рьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встре­чает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Севе­рья­ныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгне­ван­ного прибли­жа­ю­ще­гося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсы­лает беспас­порт­ного Ивана Севе­рья­ныча прочь, и он идёт в степь, куда татары приго­няют конские косяки.

Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назна­чают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выстав­ляют нового красавца коня, Иван Севе­рьяныч не сдер­жи­ва­ется и, выступая за одного из ремон­тёров, запа­ры­вает тата­рина до смерти. По «христи­ан­скому обычаю», его отводят за убий­ство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подще­ти­ни­вают» ноги Ивана Севе­рья­ныча, чтобы не убежал. Иван Севе­рьяныч пере­дви­га­ется лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвра­щении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слуша­телям призна­ется, что полю­бить их не смог, потому как они «некре­щёные». Иван Севе­рьяныч совсем отча­и­ва­ется попасть домой, но в степь приходят русские мисси­о­неры «свою веру устав­лять». Они пропо­ве­дуют, но отка­зы­ва­ются платить за Ивана Севе­рья­ныча выкуп, утвер­ждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя неко­торое время одного из них убивают, Иван Севе­рьяныч хоронит его по право­слав­ному обычаю. Слуша­телям он объяс­няет, что «азията в веру надо приво­дить со страхом», потому как они «смир­ного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары приго­няют из Хивы двух человек, которые приходят коней заку­пать, чтобы «войну делать». В надежде запу­гать татар они демон­стри­руют могу­ще­ство своего огнен­ного бога Талафы, но Иван Севе­рьяныч обна­ру­жи­вает ящик с фейер­верком, сам пред­став­ля­ется Талафой, обра­щает татар в христи­ан­скую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», выле­чи­вает ноги.

В степи Иван Севе­рьяныч встре­чает чува­шина, но отка­зы­ва­ется с ним идти, потому как тот одновре­менно почи­тает и мордов­ского Кере­мети, и русского Николая Чудо­творца. На пути попа­да­ются русские, они крестятся и пьют водку, но прого­няют «беспас­порт­ного» Ивана Севе­рья­ныча. В Астра­хани странник попа­дает в острог, откуда его достав­ляют в родной город. Отец Илья отлу­чает его на три года от прича­стия, но сделав­шийся бого­мольным граф отпус­кает «на оброк», и Иван Севе­рьяныч устра­и­ва­ется по конской части. После того как он помо­гает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует расска­зать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Севе­рья­ныча к себе на долж­ность конэ­сера. Иван Севе­рьяныч поку­пает для князя лошадей, но пери­о­ди­чески у него случа­ются пьяные «выходы», перед кото­рыми он отдаёт князю на сохран­ность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Севе­рьяныч сильно печа­лится, «делает выход», но на этот раз остав­ляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправ­ля­ется в трактир, где встре­чает «препус-тейши-пустого» чело­века, утвер­жда­ю­щего, что пьёт, потому как «добро­вольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христи­ан­ские чувства не позво­ляют. Новый знакомый накла­ды­вает на Ивана Севе­рья­ныча магне­тизм для осво­бож­дения от «усерд­ного пьян­ства», а с тем чрез­вы­чайно его поит. Ночью Иван Севе­рьяныч попа­дает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Пови­нив­шись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь — человек пере­мен­чивый, ему надо­едает «любовное слово», от «изумрудов яхон­товых» в сон клонит, к тому же конча­ются все деньги.

Отпра­вив­шись в город, Иван Севе­рьяныч подслу­ши­вает разговор князя с бывшей любов­ницей Евге­нией Семе­новной и узнает, что его хозяин соби­ра­ется жениться, а несчастную и искренне полю­бившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Севе­рья­ныча. Вернув­шись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Севе­рья­ныча её утопить. Иван Севе­рьяныч просьбу испол­няет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьян­ского сына и, отдав все деньги мона­стырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погиб­нуть, но «ни земля, ни вода прини­мать не хочет», а отли­чив­шись в деле, расска­зы­вает полков­нику об убий­стве цыганки. Но слова эти не подтвер­жда­ются направ­ленным запросом, его произ­водят в офицеры и отправ­ляют в отставку с орденом святого Георгия. Восполь­зо­вав­шись реко­мен­да­тельным письмом полков­ника, Иван Севе­рьяныч устра­и­ва­ется «справ­щиком» в адресный стол, но попа­дает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репе­тиции проходят на страстной неделе, Ивану Севе­рья­нычу доста­ётся изоб­ра­жать «трудную роль» демона, да к тому же, засту­пись за бедную «дворя­ночку», он «треплет за вихры» одного из арти­стов и уходит из театра в мона­стырь.

По словам Ивана Севе­рья­ныча, мона­стыр­ская жизнь его не тяготит, он и там оста­ётся при лошадях, но прини­мать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послу­шании. На вопрос одного из путников он расска­зы­вает, что вначале ему являлся бес в «соблаз­ни­тельном женском образе», но после усердных молитв оста­лись только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Севе­рьяныч зару­бает беса топором, но он оказы­ва­ется коровой. А за другое избав­ление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Севе­рьяныч откры­вает в себе дар проро­че­ства. На корабле Иван Севе­рьяныч оказы­ва­ется потому, что монахи отпус­кают его на бого­мо­ление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник призна­ется, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает опол­чаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Севе­рьяныч впадает в тихую сосре­до­то­чен­ность, вновь ощущая в себе наитие таин­ствен­ного веща­тель­ного духа, откры­ва­ю­ще­гося лишь младенцам.  Пересказала Ю. С. Чупринина

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
На обложке: кадр из фильма «Очарованный странник» (1990)
Рассказать друзьям:
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Читайте также

Николай Лесков
Лесков
Кате­рина Львовна, «по наруж­ности женщина очень приятная», живёт в зажи­точном доме купца Измай­лова со вдовым свёкром Борисом Тимо­фе­е­вичем и немо­лодым мужем Зино­вием Бори­со­вичем...
Николай Лесков
Лесков
После окон­чания венского совета импе­ратор Алек­сандр Павлович решает «по Европе проез­диться и в разных госу­дар­ствах чудес посмот­реть»...
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Салтыков-Щедрин
Данная повесть — «подлинная» лето­пись города Глупова, «Глупов­ский Лето­писец», обни­ма­ющая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преем­ственно слагали» четыре глупов­ских архи­ва­риуса...
Что непонятно? Что упущено? Что можно улучшить? Все отзывы читаем, публикуем только полезные и интересные.