Мальчик из казахского аула мечтал стать писателем, но часто попадал в неприятности. Угроза исключения из школы и слёзы матери заставили его порвать с приятелем-хулиганом и начать новую жизнь.
Очень краткое содержание
Казахский аул, 1950-е годы. Кожа́ мечтал стать писателем и отправлял свои стихи в разные журналы. Стихи не печатали, но мальчик не отчаивался и продолжал писать.
- Кожаберген (Кожа́) Кадыров
- — рассказчик, 12 лет, ученик 5-го класса, смуглый, с плоским носом, упрямый, озорной, но добрый, стремится стать лучше.
В школе у Кожи были сложные отношения с классной руководительницей. Он часто попадал в неприятности: то подложил лягушку в сумку учительницы, то прогулял уроки, отправившись на рыбалку с другом.
Из-за плохого поведения сына матери пришлось срочно приехать с летнего пастбища-джайляу в школу. На педсовете мальчику дали последний шанс: если одноклассники поверят, что он исправился, и заступятся за него, его оставят в школе.
На классном собрании одноклассники проголосовали за то, чтобы дать Коже последний шанс. Мальчика тронула поддержка друзей, он решил измениться и записал в тетради обещание-клятву.
Если я не выдержу этого великого испытания, то мне не стоит учиться. Я должен тогда выбрать другой путь в жизни, чтобы стать человеком и не заставлять мою несчастную маму переживать
Кожа начал меняться. Он понял, что его поступки причиняли боль маме, и решил стать лучше. В последний вечер мальчик долго гулял, мечтая о новой жизни.
Подробный пересказ
Деление пересказа на главы — условное.
Мечта мальчишки
С раннего детства Кожа́ мечтал стать писателем. В третьем-четвёртом классах он писал стихи для школьной стенгазеты и даже отправлял их в крупные издания.
Я знаю, дорогие читатели, что многие из вас не поверят мне. Другие скажут: «Это правда, но зачем же хвастаться?» Но что же мне делать, если действительно мечта стать писателем появилась у меня…
Кожа получал ответы даже из Москвы. Некоторые письма были приятными — его благодарили за стихи, советовали больше читать и лучше учиться. Другие письма были более критичными. Один известный поэт написал, что Коже рано писать стихи, так как он ещё ничего не видел в жизни. В конце концов мальчик обиделся на все издания.
Школа и семья Кожи
Кожа учился в пятом классе. Его классной руководительницей была Майканова.
- Майканова
- — классная руководительница, около 30 лет, маленького роста, щупленькая, подвижная, строгая, но справедливая.
Их отношения с самого начала не сложились из-за случая в магазине, когда Кожа пролез за учебниками без очереди.
В классе учились разные ребята. Среди них была девочка Жанар и ябеда Жантас, с которым Кожа постоянно конфликтовал.
- Жанар
- — одноклассница Кожи, умная и красивая девочка, хорошо учится, нравится главному герою.
- Жантас
- — одноклассник Кожи, ябеда и подлиза, трусливый, любит наговаривать на других.
Дома с Кожой жила бабушка. Она вставала раньше всех, готовила, занималась домашним хозяйством. Мама Кожи — Миллат работала дояркой на летнем пастбище, джайляу. Отец мальчика погиб на фронте.
- Миллат Кадырова
- — мама Кожи, около 35 лет, доярка, вдова, уважаемая в ауле женщина, депутат сельского совета, заботливая и мудрая.
Случай на летнем пастбище
Летом Кожа сдружился с Султаном Сугуровым.
- Султан Сугуров
- — сын коневода, 15-16 лет, бросил школу, хитрый, ленивый, вороватый, плохо влияет на Кожу.
Однажды они поехали на джайляу и по дороге остановились у юрты, где жил маленький мальчик. Султан обманом выманил у него кумыс и еду, дав взамен несколько рублей, и украл каракулевую шкурку. Кожа был против воровства, но промолчал.
Тот, кто способен воровать, может совершить любое, самое подлое преступление. Я был настолько потрясён, что не мог ответить Султану ни слова.
На празднике в соседнем ауле отец обманутого мальчика узнал Кожу и обвинил его в краже. Мальчик чувствовал себя виноватым, потому что не остановил Султана. Тот же сбежал, как только началась суматоха.
Неприятности в школе
Новость о произошедшем дошла до матери, она была разочарована в проступке своего сына. Кожа пообещал исправиться. В тот же день он покинул пастбище и отправился на сенокос, где его одноклассники помогали колхозу.
Вскоре на страницах областной газеты появилась фотография. В первом ряду, среди мальчишек-косарей, гордо стоял Кожа, который всё лето бездельничал на джайляу. После этого случая ребята стали дразнить мальчика, и больше всего в этом усердствовал Жантас.
Однажды Кожа пришёл к дому Жанар и узнал, что она уехала в летний лагерь. Расстроенный мальчик вернулся домой и взялся писать стихи.
Решение педсовета
На педсовете решалась судьба Кожи. Его мама приехала с джайляу, очень переживала и плакала. Кожа по-настоящему осознал, сколько горя он причинил ей своим поведением.
Мама не произнесла ни слова. Было тихо-тихо. Потом снова послышался вздох и всхлипывания… Я осторожно дотронулся до маминой руки: «Мама, не нужно плакать».
На педсовете постановили, что судьбу мальчика решат его одноклассники. Председатель совета отряда предложил дать Коже последний шанс исправиться. Большинство ребят, кроме ябеды Жантаса, его поддержали.
Кожа исправляется
После педсовета Кожа решил измениться. Он провёл тайное совещание с самим собой перед зеркалом, где составил список правил новой жизни: больше не драться, не грубить, хорошо учиться и прекратить дружбу с Султаном.
Вечером Султан пришёл к Коже и предложил работать с землемерами — таскать их оборудование. Кожа отказался, сказав, что должен учиться. Когда Султан попросил еды, Кожа дал ему хлеба и картошки, но решил больше не общаться с ним.
Ночь была удивительно красивой. Небо было усыпано звёздами, как платье невесты — украшениями. На речке появился серебряный мост из лунного света. Кожа чувствовал, что начинает новую жизнь.
И мне показалось вдруг, что по этому мосту проходит волшебная дорога в новый, незнакомый мир. И серебряные огоньки чудесного моста манили и звали: шагай смелее!