Бестселлер Стефани Шталь – немецкого психолога и психотерапевта – строится вокруг понятия «внутреннего ребенка». Данным термином в психологии называют ту часть личности, в основе которой лежат все наши детские впечатления, как позитивные, так и негативные. Они наряду с генетическими характеристиками определяют нашу сущность и самооценку. Можно утверждать, что внутренний ребенок выступает существенной частью бессознательного, так как большинство наших детских воспоминаний находятся в бессознательной области.
Несмотря на то что внутренний ребенок формируется всей совокупностью детских впечатлений, особое внимание следует уделить негативным проявлениям детских переживаний, поскольку именно они чаще всего несут трудности в жизнь.
К сожалению, отсутствие знаний о своем внутреннем ребенке является причиной не только супружеских конфликтов, но и рабочих (например, когда служащий увольняется в ответ на критику начальника), и даже политических (например, когда политический деятель в ответ на нарушение границы другим политиком разворачивает военные действия). И многие из этих столкновений могут привести к самым плачевным результатам.
Поэтому вдвойне важно познакомиться поближе и подружиться со своим внутренним ребенком – только тогда мы сможем узнать, какие травмы и переживания есть в нас самих. А узнать – значит либо суметь принять, либо даже вылечить. Данная книга поможет вашему внутреннему ребенку наконец-то обрести дом, что лучшим образом скажется как на отношениях с самим собой, так и с окружающими. Важно, что автор обращается к читателям исключительно на «ты», поскольку наш внутренний ребенок реагирует именно на такое обращение, а не на «Вы».
Модели нашей личности. Сумрачный ребенок и солнечный ребенок
Помимо внутреннего ребенка, в нашей структуре личности существует взрослое Я, так называемый «внутренний взрослый». Тогда как внутреннему ребенку подчинены все чувства, от страха и боли до радости и любви, внутренний взрослый отвечает за всё рациональное и разумное. В режиме взрослого Я мы можем брать на себя ответственность, планировать наши действия, поступать предусмотрительно, взвешивать риски и, конечно, регулировать проявления детского Я. В отличие от бессознательного детского Я, взрослое Я действует осознанно и обдуманно.
Само понятие внутреннего ребенка автор разделяет на «Солнечного ребенка» и «Сумрачного ребенка».
Первый из них олицетворяет наши положительные впечатления и добрые чувства. Он отвечает за всё, что характеризует радостных детей: спонтанность, тягу к приключениям, любознательность, самоотверженность, жизненную энергию, жажду деятельности и жизнерадостность.
Сумрачный ребенок охватывает все отрицательные установки и вытекающие из них угнетающие чувства, такие как печаль, страх, беспомощность или ярость.
Структуры Сумрачного ребенка и Солнечного ребенка закладываются преимущественно в первые шесть лет жизни, именно поэтому первые годы развития человека так важны. Однако у людей с трудным детством Солнечный ребенок показывается очень редко, поэтому книга направлена на то, чтобы поощрить в себе Солнечного ребенка и утешить Сумрачного.
Базовые психологические потребности
Существуют четыре базовых психологических потребности человека:
1) Потребность в привязанности;
2) Потребность в самостоятельности и безопасности;
3) Потребность в удовольствии;
4) Потребность в признании и уважении.
И нарушение хотя бы одной из них может повлечь за собой последствия в психическом развитии ребенка. Также на всех этих уровнях так или иначе проявляется Солнечный или Сумрачный ребенок.