Блуждающие звёзды

идиш שלום עליכם. ‏בלאָנדזשענדע שטערן · 1911
Краткое содержание романа
Читается за 13 минут, оригинал — 15 ч
Очень кратко: История любви знаменитой оперной певицы и драмати­ческого актёра, которые были разлучены по воле судьбы

Часть первая. Актёры

В небольшое бессарабское местечко Голенешты приезжает еврейский театр. Труппа арендует помещение у местного богача Бени Рафаловича. Помимо арендной платы, вся многочисленная семья Рафаловичей получает право на бесплатное посещение спектаклей. Младший сын Бени, его гордость, Лейбл обучается в хедере у местного кантора и жена кантора просит Лейбла повести в театр их единственную дочь Рейзл. Несмотря на то, что Рейзл происходит из бедной семьи, её хорошо принимают в доме Рафаловичей и между ней и Лейблом завязываются романтические отношения. Помощник директора театра, Муравчик случайно слышит как Рейзл поёт. Очарованный её необыкновенным голосом и красотой, Муравчик приводит в дом кантора директора театра Щупака. Они сулят родителям Рейзл небывалый успех, но те наотрез отказываются пускать дочь на сцену.

Продолжение после рекламы:

Лейбл, увлекшись театром, проводит там все время. Это замечает комик Гоцмах, бледный чахоточный человек, который играет в труппе театра роль человека на побегушках. Подружившись с Гоцмахом, Лейбл показывает ему, как они с товарищами разыгрывали сцены из Библии, и Гоцмах находит у юноши драматический талант. Для своего нового друга, который вечно голоден, Лейбл приносит из дома папиросы и еду. Узнав об этом, Беня избивает сына. От обиды Лейбл решает сбежать из дома.

Рейзл страдает от того, что мать запретила ей ходить в театр, и она теперь не может видеться с Лейблом. Улучшив момент, когда девушка одна, Муравчик предлагает ей работу. Растерянную Рейзл встречает Лейбл и говорит, что решил сбежать из дома и уехать с театром. Они клянутся друг другу, что всегда будут вместе.

На исходе субботы Лейбл берёт у отца деньги и вместе с Рейзл сбегает с еврейским театром. Он отдаёт деньги Гоцмаху и тот уходит из труппы, где остаются Щупак, Муравчик и Рейзл — теперь он не будет в театре на побегушках, а организует свою труппу, в которой будет хозяином.

Брифли существует благодаря рекламе:

Узнав, что театр должен быть в Бухаресте, Беня Рафалович отправляет за беглецами своего старшего сына Аншла, но Аншл, прибыв в большой город, прожигает деньги отца в кафе-шантанах. Лейбл с Гоцмахом ходят тем временем по театрам Бухареста. Гоцмах планирует открыть новый театр, а Лейбл изучает актёрское мастерство. Увидев Аншла, Лейбл и Гоцмах уезжают.

Странствуя, Гоцмах сколачивает актерскую труппу. Теперь он называет себя Гольцманом, а Лейбл берет новое имя Лео Рафалеску. Лейбл становится знаменитым актёром, пользуется успехом у зрителей и критиков. Труппа приезжает во Львов, где Рафалеску безраздельно завладевает публикой. Директор львовского театра Гецл бен Гецл, который предоставил Гольцману свое помещение, решает переманить к себе Лео. Для этого он привлекает свою примадонну Генриетту Швалб. Ранее Генриетта, а на самом деле Ентл, зарабатывала себе на жизнь лёгкой и хорошей работой. Директору понравилась красавица, и он предложил ей работать у него в театре актрисой. Вместе с ней он принял в театр её брата Хаима-Ицика, давно мечтающего о сцене. Став в театре примадонной, Генриетта находилась под пристальным наблюдением брата. Гецл убеждает Хаима-Ицика, что Рафалеску необходим труппе, и тот начинает расхваливать сестре молодого актёра. Да и сама Генриетта не прочь заполучить его себе в поклонники. Но, как ни странно, в отличии от остальных, Лео не обращает на красавицу внимания. Для Хаима-Ицика Лео — выгодная партия, и он старается держаться поближе к Гольцману, который, в свою очередь, неравнодушен к Генриетте.

Неожиданно в труппе львовского театра Гольцман встречает мадам Черняк, актрису театра Щупака. Услышав про неё, Лео меняется в лице и плохо играет. Он хочет только остаться наедине с мадам Черняк и спросить о Рейзл. Тем временем Лео заинтере­со­вывается известный меценат доктор Левиус, который устраивает обед в честь молодого актёра. Но мысли Лео только о Рейзл. Наконец он остаётся вдвоем с мадам Черняк, которая рассказывает, что Щупак вложил все деньги в Рейзл, надеясь, что она будет не только примадонной, но и его утешением. Но девушка познакомилась с известной оперной певицей, которая устроила Рейзл учиться в венскую консерваторию. Рейзл была очень дружна с мадам Черняк и однажды попросила её отвести к гадалке. Гадалка сказала, что на сердце у Рейзл блондин, который также, как и она, изнывает от тоски, рвутся они друг к другу и блуждают как две звезды на небе.

Гольцман пытается переманить в свой театр мадам Черняк и Хаима-Ицика, чтоб потом к нему перешла Генриетта. Также Гольцман рассчитывает на помощь брата Генриетты и Хаима-Ицика Нисла, который живёт в Лондоне. Мадам Черняк решает, что Гольцман может стать ей спутником по жизни, и соглашается играть у него в театре. Генриетта, влюблённая в Лео, тоже согласна, но Лео думает только о том, чтобы попасть в Вену, найти Рейзл, и сделать карьеру. Гольцман также хочет попасть в Вену и пытается попросить денег у доктора Левиуса, но доктор считает, что Лео должен учиться и даёт рекомен­да­тельное письмо знаменитому венскому актеру Зонненталю.

В Вене Гольцман и Хаим-Ицик открывают новый театр, где они оба равноправные хозяева. Но в Австрии еврейский театр не популярен, и компаньоны решают обратиться за помощью к Зонненталю. Визит не имеет успеха, Зонненталь отказывается их принять, а Лео пока пытается разыскать певицу, которая составила Рейзл протекцию. После долгих поисков он выясняет, что ни Рейзл, ни певицы в Вене нет, их пути разошлись. Рейзл обучалась в разных европейских консерваториях, а теперь живёт в Лондоне с женихом, известным скрипачом Григорием Стельмахом.

Гольцман решает познакомиться с сыном Зонненталя. Но Лео, увидев игру Зонненталя, понимает, что такое настоящий театр, и теперь, потеряв Рейзл, решает сосредо­точиться на настоящей игре. Труппа покидает Вену и снова гастролирует по провинции. Лео хочет поставить знаменитую пьесу «Уриэль Акоста» вместо прежних водевилей и оперетт. Новая постановка имеет небывалый успех даже в Париже.

Гольцман не перестаёт думать о Генриетте, хотя его хозяйство ведёт мадам Черняк. Получив от примадонны отказ, он догадывается, кто его соперник. Прочитав письмо матери, которая обеспокоена судьбой его сестры Златки, он вызывает их к себе. Теперь он обеспеченный человек и может найти сестре достойную партию, втайне надеясь на её брак с Лео.

Генриетта недовольна прибытием Златки, она боится, что хорошенькая девушка окажется её счастливой соперницей. Также недовольна и мадам Черняк, теперь её услуги Гольцману больше не нужны. Затаив обиду, мадам Черняк покидает труппу.

Гольцман берёт в труппу Златку, хотя таланта актрисы у неё нет. Златка, понимая это, соглашается играть, поскольку тайно влюблена в Лео. Привязавшись к девушке, как к родной сестре, Лео изливает ей душу. Он мечтает только о том, как встретиться с Рейзл и больше никогда с ней не расставаться. Лео не понимает, почему Златка плачет. Однажды они становятся близки.

Лео встречает кассира своего отца, который сообщает о смерти матери Лео, не перенесшей исчезновение сына. Также Лео узнаёт, что родители Рейзл, стали богатыми людьми благодаря своей дочери, знаменитой оперной певице Розе Спивак, живущей теперь в Лондоне. Рейзл недавно приезжала в Голенешты и хочет купить дом Рафаловичей, которые разорились.

Часть вторая. Скитальцы

К хозяину одного из кафе в еврейском квартале, мистеру Кламеру, случайно попали письма одной знаменитой певицы. Рейзл писала своему любимому Лейблу. Она описывала, как сбежала из родного дома и пришла в ужас, когда узнала, что Лейбл отделился от труппы. Она требовала, чтобы Муравчик нашёл Лейбла. Муравчик пообещал, что напишет письмо, но пока ей купили новую красивую одежду и выпустили на сцену — она должна была работать. Рейзл имела оглушительный успех. Сначала она стыдилась мужчин, заглядывающих ей за корсет, и завистливых женщин, но она жила надеждой, что приедет Лейбл и заберёт её. Вскоре от мадам Черняк она узнала, что Муравчик её обманул. Также Рейзл узнала, что Гоцмах с Лейблом находятся в Бухаресте. Как-то к Щупаку пришёл его старый знакомый Стельмах с сыном Григорием, известным скрипачом. Стельмах познакомил Рейзл с всемирно известной оперной певицей. Далее письмо обрывается, но мы уже знаем, что произошло с Рейзл.

Труппа приезжает в Лондон по приглашению брата Генриетты и Хаима-Ицика Нисла. В Лондоне болезнь Гольцмана обостряется из-за тумана. С Нислом у него возникает взаимная неприязнь, Лео же, напротив, проникается к Нислу симпатией. Нисл пытается свести Лео и Генриетту, и старается организовать гастроли театру.

Чтобы достать деньги, Нисл привлекает лондонских богачей. Также Нисл знакомит Лео с кантором, составившим из своей большой семьи прекрасный оркестр. Однажды Нисл упоминает имя Григория Стельмаха, и теперь мысли Лео заняты тем, чтоб познакомиться со знаменитым скрипачом.

Несмотря на все усилия Нисла, гастроли не удаются. Спектакли театра собирают ничтожно мало денег, и Нисл решает, что театр должен уехать в Америку.

Мадам Черняк, оказавшаяся в Америке, переписывается с Генриеттой. Решив отомстить Гольцману, она предлагает ей вместе с Лео приехать, тем более, что в Нью-Йорке висят афиши о гастролях Розы Спивак и Григория Стельмаха. Лишившись примадонны и актёра, который приносит ему основной доход, Гольцман закроет театр. Нисл решает организовать свой театр на деньги мистера Кламера, но без Гольцмана, и с новой труппой уехать в Америку.

Разорение и лондонский климат окончательно добивают Гольцмана, он тяжело заболевает. Лео с болью в сердце покидает умирающего друга и Златку.

Братья Генриетты решают всеми силами добиться брака между Лео и сестрой, теперь нет Гольцмана, который препятствовал этому. Улучшив момент, к больному Лео приходит Генриетта и целует его. Ей кажется, что она, наконец, завоевала Лео.

В Америке прибывшую труппу встречает мадам Черняк. Поначалу у труппы не получается пробиться, и Нисл решает продвинуть свою красавицу-сестру. Он представляет её как звезду из Буэнос-Айреса, получившую первый приз в Париже, и спектакли имеют аншлаг. Лео Нисл придумывает новую биографию: он играл Уриэля Акосту так, что плакал сам великий Зонненталь. Нисл пытается продвинуть Лео, вызывая тем самым зависть других нью-йоркских актёров. Но Лео это не интересует, он думает только о том, как найти Рейзл, теперь уже Розу Спивак. Знаменитая оперная певица купается в роскоши, но вспоминает своё родное местечко Голенешты и Лейбла. Отец Стельмаха считает, что девушка своим успехом обязана ему. Он бы не возражал против брака Розы с его сыном, который влюблён в неё, но Роза о браке и слышать не хочет, и они с женой пытаются её уговорить. Господин Стельмах надеется на помощь матери Рейзл, которая, оставшись вдовой, приезжает жить к дочери. Наконец Рейзл поддаётся на уговоры и соглашается на брак с Григорием.

Ради Лео мадам Черняк пытается встретиться с Рейзл, но Рейзл не хочет её видеть, и мадам Черняк решает помочь браку Лео с Генриеттой. С помощью Нисла и мадам Черняк кантор устраивает ужин, на котором мистер Кламер провозглашает Генриетту и Лео женихом и невестой. Лео, страдающий от того, что Рейзл связала свою жизнь с другим и зазналась, решает покориться судьбе. Он достигнет высот и покажет Рейзл, кто выше.

Наступает день премьеры Лео в роли Уриэля Акосты. На спектакль приходят Роза Спивак и Григорий Стельмах. Первый акт проходит под неистовые аплодисменты публики. В перерыве Роза, восхищенная игрой Лео Рафалеску, узнаёт, что Генриетта, сидящая среди зрителей, невеста Лео, а сам Лео никто иной как Лейбл Рафалович.

После второго акта директор театра произносит пламенную речь в честь Лео и говорит, что на спектакле присутствуют знаменитые на весь мир артисты Роза Спивак и Григорий Стельмах. Под бурю оваций Роза и Григорий убегают из театра. Узнав, что Рейзл была в театре, Лео проваливает спектакль.

Тем временем Муравчик ищет Лео. Будучи в Лондоне, Муравчик узнал, что Гольцман умер, а Златка родила девочку от Лео. Бывший враг Гольцмана, Муравчик заботиться о его матери и сестре, и привозит женщин в Нью-Йорк к Рафалеску.

Реклама:

Неунывающий Нисл считает, что второй спектакль должен поправить дело, а пока нужно готовиться к свадьбе Лео и Генриетты. Но Лео категорически отказывается жениться: он ничего не обещал, его напоили на званом ужине и объявили женихом Генриетты, а поцелуй на корабле, у которого есть свидетели, ничего не значит. Лео разрывает отношения с Нислом, но тут же получает заманчивое предложение. Испытывая угрызения совести, что бросил умирающего друга и соблазнённую Златку, Лео решает соединить с несчастной девушкой свою судьбу, но тут он получает письмо от Рейзл, в котором она назначает встречу.

Муравчик, который сообщил Лео о ребёнке, рассчитывает получить приличную сумму не только с Лео, но и с Рейзл за информацию о Лео. Также Муравчик решает жениться на Златке, которую Лео будто бы будет содержать.

Лео наконец встречается с Рейзл. Они понимают, что любовь прошла, и они уже не те люди. Рейзл, разорвав помолвку со Стельмахом, ведёт кочевой образ жизни, а Лео подписывает контракт с нью-йоркским театром, и женится на Златке.

Понравился пересказ?

Мы смотрим на ваши оценки и понимаем, какие пересказы вам нравятся, а какие надо переписать. Пожалуйста, оцените пересказ:

🎥 Экранизацию смотрите после рекламы:
Спасибо за просмотр рекламы.

Экранизация 🎥

Источник видео: Pladform
«Блуждающие звезды». Реж. Всеволод Шиловский. 1991 год.
Реклама
Пропустить рекламу »

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Что ещё пересказать?

Не нашли пересказа нужной книги? Отправьте заявку на её пересказ. В первую очередь мы пересказываем те книги, которые просят наши читатели.

Перескажите любимую книгу

В «Народном Брифли» мы вместе пересказываем книги. Каждый может внести свой вклад. Цель — все произведения мира в кратком изложении.