О стратегиях, которые помогли выдающимся предпринимателям найти нестандартные пути развития бизнеса.
Любая предпринимательская история похожа на классическое путешествие героя, которое можно обнаружить как в книге Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой», так и во многих фильмах и мифах. Сюжет стар как мир: у героя есть идея, которая кажется окружающим безумной, но он не в силах забыть о ней. Чтобы осуществить мечту, он покидает свою деревню и отправляется в путь, в большой мир. Его ждут препятствия, опасности и приключения, он с трудом избегает смерти, но в конце истории находит то, что искал, и возвращается победителем.
Истории успешного создания бизнеса включают в себя ключевые элементы путешествия героя. В них есть приключения, пробы и ошибки, опасности, которые едва не привели к краху, и заключительный успех. Об этом автор книги, Тал Раз, впервые услышал еще в бизнес-школе в 2008 году, и такой подход стал для него неожиданностью. И в школе, и в колледже он, как и большинство его сверстников, считали, что бизнес — это скучное и не очень почтенное дело, в котором нет ничего героического. Его поколение с презрением относилось к корпоративному духу и коммерции, несмотря на то, что Илон Маск и Ларри Пейдж были ровесниками Раза.
Автор не испытывал особого интереса к бизнесу, потому что наблюдал, как тяжело он дается его родителям. Они занимались импортом жемчуга и день и ночь работали, планировали, обзванивали потенциальных клиентов, чтобы обеспечить достойную жизнь своим детям. Наблюдая за ними в детстве, Раз не представлял такой жизни для себя. Поэтому он занялся журналистикой, потом радио, создал несколько подкастов, приносящих хорошие доходы, и маленькую продюсерскую компанию. Но, прежде чем этого добиться, он прошел через тревогу, синдром самозванца, неуверенность и депрессию, чего, как ему казалось, никогда не испытывали настоящие, харизматичные, уверенные предприниматели.
Однако после интервью с многочисленными основателями бизнеса и генеральными директорами компаний автор пришел к выводу, что они самые обычные люди, которым свойственны неуверенность, страх, тревога и депрессия. В них тоже в свое время мало кто верил, они совершали ошибки, сбивались с пути, и их путь к успеху вовсе не был усыпан розами.
Идея №1. Нужно быть открытым для идей и не бояться рисковать
Автор рассказывает историю Лизы Прайс, которая до поры до времени и не предполагала, что когда-нибудь откроет свое дело, у нее будет свой косметический бренд, который она продаст L'Oréal за восьмизначную сумму в 2014 году. Лиза окончила Высшую школу музыки и искусства в Нью-Йорке и сменила несколько рабочих мест, прежде чем нашла себе дело по душе. Она устроилась ассистенткой писателя на шоу Билла Косби, одного из самых популярных ситкомов на телевидении.
Работой Лизы были довольны, и вскоре она, если пожелала, могла бы занять многие должности в телепроизводстве: стать продюсером, супервайзером сценария, координатором производства. Она планировала развивать дальнейшую карьеру в этом направлении. Примерно тогда же ей на глаза попалась статья в одном из журналов о певце Принсе и его увлечении ароматами. Все отмечали, что от него всегда изысканно пахло. Он любил использовать несколько видов духов и составлял из нескольких один аромат. Лиза тоже любила разные запахи, но именно после этой статьи поняла, что их составление — это искусство.
Лиза изучала разные виды духов и читала о видах ароматических нот: верхние, ноты сердца, базовые ноты. Она смешивала аптечные лосьоны с ароматами дорогих духов, чтобы создать собственный ароматизированный увлажняющий крем, но результат ей не понравился. Тогда она стала изучать свойства эфирных масел и экспериментировать с ними. Лиза купила книгу об эфирных маслах, где, помимо описания масел, были рецепты домашних кремов, лосьонов, масел для волос и бальзамов. Они послужили основой для экспериментов Лизы, в которую она добавляла ингредиенты по собственному вкусу. Это было просто увлечение, любимое хобби, она никогда не предполагала, что ее продукцию можно продать. День она проводила на любимой работе, а вечером занималась творчеством: составляла ароматы и делала кремы и лосьоны.
Так продолжалось до тех пор, пока шоу Косби не пришел конец из-за череды скандалов и обвинений. Лиза работала ассистентом продюсера на нескольких шоу, затем в производстве шоу наступило затишье, и Лиза оказалась не у дел. И тогда ее мать Кэрол предложила дочери продать свои лосьоны и кремы на распродаже возле их церкви. Лиза очень удивилась: она никогда не планировала продавать свою продукцию, считая, что вряд ли кто-то проявит к ней интерес. Но потом услышала на шоу Опры Уинфри, как бизнесмен, начавший с нуля, сказал, что в первую очередь нужно быть увлеченным своим делом. Тогда из хобби оно может превратиться в бизнес.
И Лиза продала все свои кремы и лосьоны на распродаже возле церкви. Они имели такой успех, что люди начали к ней обращаться с просьбой продать еще. Вскоре она продавала свою продукцию на ярмарках, фестивалях искусств и ремесел, блошиных рынках. К ней домой приходили клиентки и приводили с собой подруг. Так идея создавать новые ароматы привела к появлению собственной линии продуктов и открытию своего дела.
Идея №2. Риск должен быть просчитанным
Мать Лизы Кэрол поддержала ее, даже подтолкнула на путь предпринимательства. Но так бывает не всегда. Обычно и сами люди боятся свернуть с проторенной дорожки, чтобы монетизировать свои увлечения, а часто родители заражают детей своей боязнью риска. Так было с Джимом Кохом, преуспевающим бизнес-консультантом, зарабатывающим больше полумиллиона долларов в год. Внезапно он понял, что ему совершенно не хочется посвятить этому всю жизнь. И он решил заняться тем, к чему всегда лежала душа, — варить крафтовое пиво. Когда он поделился своими планами с отцом, тот пришел в ужас. И отец, и дед Джима были потомственными пивоварами и раньше держали семейную пивоварню, от которой пришлось избавиться, когда бизнес стал убыточным. Отец сказал Джиму, что открытие пивоварни — самая глупая идея, которую он когда-либо слышал от Джима. Но Джиму было скучно продавать консалтинговые услуги — он хотел решать проблемы и продвигать новое крафтовое пиво. У него была жена и двое маленьких детей, и все же он решил рискнуть.