Тореадоры из Васюковки . Повесть о приключениях двух друзей

укр. Всеволод Нестайко. Тореадори з Васюківки · 1973
Краткое содержание романа
Читается за 6 минут, оригинал — 14 ч
Сюжет:

Приключения друзей-одноклассников в родном селе и в Киеве: как они раскрыли план браконьеров, вернули нечаянно украденную вещь, разгадали легенду о старом призраке, спасли от потопления родное село.

Часть 1. Необычайные приключения Робинзона Кукурузо

Пятиклассники Ява Рень и Павлуша Завгородний стали закадычными друзьями после четвёртого класса и всё время проводили в приключениях.

Ява (Иван) Рень
 — пяти­классник, с редчайшим стальным харак­тером, с фанта­зией, жаждал славы, очень смелый, гордый.
Павлуша Завгородний
 — рассказчик, пяти­классник, зака­дычный друг Явы, любит приклю­чения, смелый, физи­чески немного слабее Явы, «страшно неве­зучий» в играх с ребя­тами.

Друзья постоянно что-то выдумывали. Решили выкопать метро под свинарником, да так, что туда упала свинья. Устроили бой с коровой как тореадоры.

Спасли маленького щенка из заброшенного колодца. Следили на экскурсии в Киеве за соседями, думая, что они шпионы. Нечаянно пролили новый вид космической водоросли в доме местного изобретателя.

Ява и Павлуша мало думали об учёбе и толком не подготовились к выпускному экзамену. Павлуше всё же повезло сдать на четвёрку, но его это не радовало.

Ява же провалился, и его ждала осенняя переэкза­меновка.

Для подготовки к осеннему экзамену Ява решил сбежать на необитаемый остров как Робинзон. Правда имя Крузо уже было занято, и Ява стал Кукурузо. Выбрав подходящий остров в местных плавнях для отшельнической жизни, мальчик и там нашёл приключения. Конечно, Павлуша не оставил друга даже на необитаемом острове.

Сначала ребята подрались ночью друг с другом, думая, что дерутся с неизвестными. На следующий день ребята познакомились с отрядом отличников-юннатов, которые приплыли увидеть вживую новую водоросль глобулус.

Затем ребятам удалось нарушить браконьерские планы односельчан. Вместе с дедом Явы они перехватили соседа, когда тот хотел украсть новую водоросль.

Поскольку друзья жаждали славы, их звездный час настал в суде. Мальчики выступали как свидетели в деле браконьеров-соседей. Ява и Павлуша смело следили за соседями ночью и распутали тайну до конца.

Ява успешно сдал осенний экзамен, потому что на острове усердно готовился. Теперь Ява и Павлуша стали шестиклассниками, и их новый учебный год начался.

Часть 2. Незнакомец из тринадцатой квартиры

Павлуша Завгородний и Ява Рень на целый месяц приехали в Киев, в гости к тёте и дяде Павлуши.

На пляже к Павлуше случайно попали часы артиста, который где-то играл царя, но чьё имя было неизвестно. Павлуша был в отчаянии. Он невольно стал вором.

Ребята начали искать артиста, посетили много театров, но никого не нашли. В Театре юного зрителя им посчаст­ливилось встретить юнната Вальку, которая помогла им в поисках. Рядом с девочкой жил актёр на пенсии, который знал всех артистов. К нему Валька привела мальчиков за помощью. Благодаря актёру, друзья побывали на киносъёмках и их пригласили сыграть эпизод в фильме.

Во время посещения киностудии выяснилось, что часы пропали во время драки Павлуши с хулиганом из Валькиного двора. Мальчики смело пошли в «логово врага», ведь достать часы было делом чести. Хулиган придумал, что часы украл вор-«чувак», и вернуть их можно только ночью на кладбище. Друзья пошли в Киевскую Лавру, встретились с хулиганом и «чуваком» возле могилы и проникли в подземелье. В итоге часы хулиган отдал, а его обман раскрылся, но ребята не обиделись на него, а наоборот, подружились.

Во время съёмки эпизода с участием ребят нашёлся владелец часов — актёр из этого же фильма. Часы вернули хозяину, и история закончилась благополучно.

В родном селе Ява предложил организовать театр. Правда во время премьеры Ява и Павлуша провалились и сбежали со сцены. В муках совести Ява отказался от актёрства навсегда. Павлуша был солидарен с другом.

Теперь ребята решили стать писателями. За основу будущей повести взяли Киевские приключения с часами. Мысль о славе никак не давала мальчикам покоя.

Часть 3. Тайна трёх неизвестных

Ява и Павлуша сильно поссорились из-за одноклассницы и перестали общаться.

Ява нашёл себе другого напарника, который подсказал ему идею о превращении души в иную форму. Ява решил проверить теорию. Для этого он украл фотоаппарат, чтобы сделать фото призрака. Потом выяснилось, что мальчик ночью сфотогра­фировал рубашку на плечиках.

Яве передали загадочное письмо, подписанное тремя неизвестными — Г. П.Г. В письме мальчика просили прийти в огневую точку (ДОТ) и достать какую-то инструкцию. Ява пришёл вовремя к ДОТу, но его не пустил часовой. На мотоцикле подъехал лейтенант и повёз мальчика знакомиться с военным лагерем. Потом привез обратно. Ява увидел в тот же вечер Павлушу, направля­ющегося в ДОТ.

В селе началось стихийное бедствие. Из-за дождей река вышла из берегов. Ява принял молниеносное решение. Он добрался в военный лагерь, чтобы поднять танки, которые спасали людей во время затоплений. Мальчика привели к самому полковнику, который быстро скомандовал расстановку сил. Ява в затопленное село ехал в танке с военными и был счастлив от этого.

Во время спасения хаты, Ява нырнул в дом забрать ценный свиток. Это оказались фронтовые письма мужа одной бабушки. Друга спас от потопления Павлуша, потому что Яве было трудно вынырнуть. Друзья помирились.

Ява сильно заболел после, но быстро пошёл на поправку. Однажды к нему прибежал Павлуша и рассказал о планах лейтенанта, что показывал Яве лагерь, украсть их учительницу. К счастью у лейтенанта и учительницы чувства были взаимны. Когда это выяснилось, лейтенант рассказал Яве и Павлуше, что это они подстроили тайну трёх неизвестных с участием одноклассницы-разлучницы, которая хотела помирить друзей. Всё стало на свои места.

Учительница и лейтенант сыграли пышную свадьбу, во время которой Ява и Павлуша запустили в вечернее небо змея с горящими надписями.

Змей не поддался управлению, упал и загорелся, пламя охватило сено. Мальчики и одноклассница-разлучница потушили огонь. Ява твердо решил после школы служить в армии вместе с Павлушей.

Пересказала Ксения Иванова. За основу пересказа взяты переводы П. Лукьянова (Самиздат, 2010) и Н. Симакова (М.: Детская литература, 1980). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Реклама