Об эволюционных основах человеческого общества и о том, почему у нас есть основания для оптимизма в отношении будущего человечества.
Николас Кристакис — известный ученый с очень высоким индексом цитируемости, врач, биолог, специалист по социальным явлениям. Он вырос в Греции в неспокойное время и еще в юности наблюдал демонстрации, собирающие огромные толпы. Поведение толпы производило на него сильное впечатление. Еще подростком он видел, как можно возбудить толпу националистическими лозунгами, смотрел фильмы, где это делали Гитлер и Муссолини, и долгое время боялся больших скоплений разъяренных людей.
Однако толпа — не обязательно злая сила. Мирные демонстрации могут угрожать тоталитарным и авторитарным правительствам, люди могут отстаивать свои гражданские права, бороться с несправедливыми законами. Власть боится стихийных демонстраций собственных граждан, и из-за этого в некоторых странах пытаются контролировать доступ в Интернет, считая, что с его помощью легче организовываться. Но для формирования толпы Интернет по большому счету не нужен. Способность объединяться свойственна нашему виду и естественна для него. Потому это право и вписано в конституции многих стран. Толпа — это один из способов собираться в группы, объединяться, без чего нашему виду не удалось бы выжить.
Современное общество становится все более разобщенным. Все громко заявляют о своих различиях, подчеркивают свою индивидуальность, отстаивают личную или национальную идентичность. Однако, по мнению автора, различий между людьми гораздо меньше, чем сходства, и они куда больше склонны объединяться, чем быть разделенными.
Кристакис наблюдал разнообразные человеческие сообщества и их особенности, анализируя в своей лаборатории исторические данные, описывающие коллективное поведение. Сегодня он может с уверенностью сказать, что все не так плохо. Никуда не делась наша способность к любви, дружбе, сотрудничеству и обучению. Благодаря этому люди способны понимать друг друга и формировать хорошие общества.
Наша общность заложена в нас эволюцией, стремление к сотрудничеству заложено в наших генах. И потому, несмотря на все различия, мы можем достичь взаимопонимания.
Идея 1. Способность взаимодействовать свойственна человеку с рождения
Это особенно хорошо проявляется в детских играх. Автор вспоминает, как его мать, гречанка, выросшая в Турции, брала сыновей, 8-летнего Николаса и 6-летнего Дмитрия, отдыхать на турецкий остров Буюкада (в греческом варианте — Принкипос).
На улице играли турецкие дети, и Николасу с братом хотелось с ними общаться. И они нашли общий язык друг с другом, несмотря на то, что одни не говорили по-гречески, а другие — по-турецки. Используя жесты, они договорились набрать запасы сосновых шишек, чтобы бросать ими друг в друга. Каждая сторона старалась зайти противнику в тыл, чтобы украсть его припасы. Когда бои надоедали, наступало время меняться. Одни виды шишек можно было обменять на другие: несколько зеленых шишек поменьше шли в обмен на одну большую, которая приравнивалась к гранате. Такие игры могли длиться целый день.
Турецкие мальчишки отличались от Николаса и Дмитрия, они были по-другому подстрижены, одевались не так, как принято в Греции, и на свой манер бросали шишки. Но эти различия были несущественными, никто не обращал на них внимания. Общую игру понимали все, этому не могли помешать незнание языка и различие культур. Такие игры возникают спонтанно и добровольно, ими никто не руководит, они являются первым в жизни социальным экспериментом. Человеческие общества могут рассматриваться как расширенные версии детских игр, считает автор. В играх есть высокая степень социальной организации, сотрудничество, обучение, фаворитизм и мораль.
Внутригрупповой фаворитизм, то есть теплое чувство принадлежности к команде, наблюдается даже у дошкольников. Многие считают это качество врожденным, как и моральное чувство того, что хорошо и что плохо. Врожденные моральные принципы обеспечивают основу для социального поведения, которое формируется вместе с опытом и образованием.
Несмотря на разницу культурных черт, между людьми разных культур тем не менее много общего. У каждого человека есть врожденный набор социальных особенностей, которые помогают строить общества. Это унаследовано вместе с эволюцией и запечатлено в наших генах.
Способность объединяться так же характерна для человеческого существа, как и прямохождение. Она живет в нас на уровне инстинкта. Обществу свойственны те же черты, что и отдельному человеку, для которого характерны способность быть личностью и признавать ее в других; любовь к партнерам и потомству; способность дружить и объединяться в социальные сети; сотрудничать; любовь и преданность своей группе; понимание иерархии; социальная обучаемость.
Способность сознавать свою личность дает основу для дружбы, любви и сотрудничества, проявлять доброту и отвечать на нее. Любовь — чисто человеческое качество, за немногими исключениями у нескольких млекопитающих. Соединяясь со своими партнерами, мы чувствуем особую связь не со своими родственниками, а с неродственным нам человеком. Дружба тоже помогает объединяться посторонним людям, вступать с ними в долгосрочные союзы. Дружба, сотрудничество, социальное обучение связаны со способностью объединяться и взаимодействовать. В наши гены встроен план социальной жизни, который помогает нам общаться и взаимодействовать.
Идея 2. В спонтанно создаваемых сообществах поведение людей может быть как пагубным, так и способствующим выживанию
Богатый материал о том, на что способны человеческие сообщества, можно найти в истории кораблекрушений. Оказавшись в экстремальных условиях, разные группы ведут себя по-разному. Голландское судно «Батавия» вышло в свой первый и последний рейс в 1628 году. Из-за разногласий шкипера и капитана Батавия отклонилась от курса и села на рифы в июне 1629-го. Выжившие добрались до острова Бикон возле Австралии, где не было ни пресной воды, ни еды. Запас продуктов и воды, который удалось поднять со дна, был ограничен, и потому от лишних людей избавлялись, планомерно их истребляя. Периодически возникали стычки, помимо этого, люди гибли от болезней. Когда подоспела спасательная экспедиция, она обнаружила, что из 350 человек выжили всего 68.