Bold
Об авторах: Питер Диамандис и Стивен Котлер познакомились в 1997 году, когда Стивен написал заметку о проекте Питера XPRIZE. Это очень специальный проект, прописавшийся недалеко от Университета Сингулярности, основанного Питером вместе с Рэем Курцвейлом при финансовой и интеллектуальной поддержке Google.
Я решил перевести название книги Bold немного провокационно — «Без тормозов», хотя словарь дает прилагательные «дерзкий, смелый, самоуверенный, крутой» и существительное «жирный шрифт».
В подзаголовке жирным шрифтом выделены слова «большой», «богатство» и «влияние». Авторы книги утверждают, что она является отличным самоучителем для всех, кто хочет построить большой бизнес, приобрести богатство и повлиять на мир.
Когда на Земле царили гигантские динозавры, первые млекопитающие были мелкими и проворными — и поэтому непривлекательными даже в качестве добычи. А потом в Землю в районе полуострова Юкатан ударил астероид, относящийся к классу «убийцы планет». Динозавры вымерли, млекопитающие завладели планетой. Нечто похожее происходит на нашей планете сейчас.
Как удар астероида 66 миллионов лет назад положил конец господству динозавров, так и сегодня экспоненциальные технологии положат конец господству гигантских корпораций.
Экспоненциальная технология способна наращивать свою производительность по экспоненте — то есть кратно некоторому количеству раз за каждый последующий равный отрезок времени. Наиболее известная такая технология — закон Мура, в соответствии с которым количество полупроводников на кристалле кремния удваивается в среднем каждые полтора года на протяжении последних 50 лет. Это значит, что кратно растет производительность процессоров и также кратно падает цена единицы производительности.
«Астероид» экспоненциальных технологий ударил в Землю в районе Кремниевой долины в середине прошлого века. Тогда начали свой разбег волны цунами, землетрясения и каскады извержений вулканов, пепел от которых закроет солнце динозавров на многие годы. Пища традиционных корпораций, особенно подальше от эпицентра, еще не оскудела, но пройдет совсем немного времени, и она исчезнет совсем и навсегда. Хотя большинство из динозавров об этом только начинает догадываться или неспособно догадаться вообще.
Эта книга может подсказать руководителям гигантских корпораций, как помочь своим организациям адаптироваться и выжить. Она также может помочь сотрудникам мегакорпораций вовремя понять, какая судьба ждет их работодателей, и перейти на сторону победителей.
По аналогии с млекопитающими, вышедшими на арену в момент гибели динозавров, в современном мире завелись незаметные и проворные победители. Авторы называют их «экспоненциальными предпринимателями». Эта книга — одна из лучших известных мне попыток сделать понятными и общедоступными повадки «экспоненциальных предпринимателей», которые позволят не только пережить последствия удара современного «убийцы планет», но и добиться процветания для себя и для возникающего вокруг нового мира.
Итак, приступим.
Часть первая.
Экспоненциальные технологии
Первая глава. Прощай, линейное мышление, здравствуй, экспоненциальное!
Рождение мастодонта
Компания «Истман-Кодак» родилась в 1892 году как бизнес по продаже фотографических пластин и реактивов. Она взлетела на мечте Джорджа Истмана «сделать фотографирование таким же удобным, как карандаш». Этим «Кодак» и занимался последующие 100 лет.
Бизнес впечатлений
Первую цифровую фотокамеру создал сотрудник компании «Кодак» Стивен Сэссон в 1975 году. Это был чудовищный гибрид камеры «Поляроид» и кассетного магнитофона, весом около четырех килограмм, который делал и записывал на магнитофонную кассету до 30 черно-белых снимков с разрешением 0,01 мегапикселя.
Двадцать лет спустя, в 1996 году, «Кодак» был монополией в своей категории. В США он контролировал 90% рынка фотопленки и 85% рынка фотобумаги. Но руководители «Кодак» забыли о мечте Истмана сделать фотографию общедоступной. Они решили, что цифровая фотография подорвет основы их собственного бизнеса и компания будет конкурировать сама с собой. Плюс черно-белые фото с разрешением 0,01 мегапикселя выглядели на подслеповатом экране настолько убого, что начальство «Кодак» решило похоронить цифровую технологию.
Давайте посчитаем
Во время презентации цифрового фотоаппарата в 1975 году испуганные топ-менеджеры «Кодак» спросили у Сэссона, через какое время, по его мнению, это изобретение станет реальной угрозой позициям «Кодак» на рынке. «Через 15–20 лет», — ответил Сэссон. Он взял эти цифры не с потолка. Стивен оценил, что цифровая фотография, чтобы обеспечить приемлемое для потребителя качество, должна иметь разрешение 2 мегапикселя. И он применил закон Мура, чтобы вычислить, когда его 0,01 мегапикселя превратится в 2 миллиона пикселей. И здесь начались проблемы для «Кодак».
В 1965 году основатель компании Intel Гордон Мур заметил, что количество транзисторов, размещаемых на плате интегральной микросхемы, удваивается каждые 12–24 месяца. К тому моменту этот закон действовал уже десять лет. Мур предположил, что он проработает еще лет 10. Он ошибся. Сформулированный им закон действует уже 60 лет. В результате смартфон в вашем кармане работает в тысячу раз быстрее и стоит в миллион раз дешевле, чем суперкомпьютер в 1970-х.
Закон Мура — это экспонента. Линейная прогрессия «+ 1» означает, что, начав с шага в 1 метр, за 30 шагов я пройду 30 метров. Экспонента «х 2» означает, что за те же 30 шагов я бы прошел миллиард метров, обогнув Землю 26 раз.
Шесть «Д»
Силу экспоненциального роста легко недооценить. Наш мозг просто не приспособлен для работы с такими масштабами и скоростями. Но чтобы избежать «ошибки Кодак», если вы корпоративный топ-менеджер, или воспользоваться ею, если вы предприниматель, можно обратиться к схеме шести «Д» Питера Диамандиса.
Диджитализация
Все, что можно оцифровать, попадает в зону действия закона Мура с его экспоненциальным ростом.
Дезориентация
Первые 7 дней доступа — бесплатно.