Девушка получает в наследство от отца малахитовую шкатулку. Драгоценности в шкатулке оказываются волшебными, они превращают девушку в ещё одну Хозяйку Медной Горы.
Начало истории — в сказе «Медной горы Хозяйка»
После смерти мужа у Настасьи осталась шкатулка, сделанная из малахита, которую подарила им на свадьбу Хозяйка Медной горы.
- Настасья
- — вдова, муж которой был влюблён в Хозяйку Медной горы и умер от тоски по ней.
В этой шкатулке хранилось много женских украшений. Ещё при жизни мужа Настасья несколько раз надевала их, но ходить в них не смогла: и жмут они, и давят. Тогда сняла она их и спрятала в дальний угол сундука. Многие хотели купить шкатулку, большие деньги предлагали, но Настасья отказывалась — время не пришло.
Было у Настасьи трое детей: два сына и маленькая дочь Танюшка.
- Танюшка
- — дочь Настасьи, темноволосая и зеленоглазая, на родителей не похожа.
Темноволосая и зеленоглазая девочка, как подкидыш, ни на кого из семьи не была похожа.
В кого только зародилась! Сама чёрненька да басенька, и глазки зелёненьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит.
Очень она отца любила, плакала часто. Чтобы её утешить, мать дала ей со шкатулкой поиграть. Примерила девочка украшения, а они как будто для неё изготовлены — так ей от них тепло.
Выросла Танюшка, часто стала сама доставать шкатулку и любоваться украшениями. Однажды, когда Настасья в очередной раз отлучилась, надела на себя Танюшка каменья, любуется, а в это время в избу забрался вор. Глянул он на украшения, и словно ослепило его что-то, а девочка успела сбежать.
Рассказала Танюшка об этом матери, та поняла, что вор за шкатулкой приходил, и тайком от детей зарыла её под печью. Только шкатулка Танюшке сама показалась — засияла ярким светом из-под пола. С тех пор девочка тайком с украшениями играла.
Несколько следующих лет Настасье тяжело жилось, но она выдержала, шкатулку не продала. А потом сыновья подрабатывать начали, и Танюшка научилась вышивать шёлком и бисером. Вышло это случайно. Зашла к ним однажды странница, попросилась пожить, а в благодарность научила девушку узорам диковинным.
Танюшка к страннице потянулась, как к родной матери, и рассказала ей про шкатулку. Странница попросила её каменья на себя надеть, а потом показала ей красивую, зеленоглазую девушку точно в таких же украшениях. Стояла эта зеленоглазая в отделанной малахитом комнате, а рядом с ней какой-то белобрысенький вертелся. Странница объяснила, что это — комната в царском дворце, малахит для которой Танюшкин отец добывал.
В тот же день странница собралась уходить. На прощание она оставила Танюшке шёлковых ниток и пуговицу стеклянную. Ничего в той пуговице ценного не было, а всмотрится в неё девушка, и перед ней любой узор вырисовывается. Очень это помогало Танюшке в её работе. Лучшей мастерицей в округе стала. Парни вокруг Танюшиного дома все тропинки истоптали, но она ни на кого не смотрела.
Танюшкино рукоделье на моду пошло. Не то что в заводе аль в нашем городе, по другим местам про него узнали, заказы посылают и деньги платят немалые. Доброму мужику впору столько-то заробить.
Тут-то беда их и настигла. Случился как-то пожар, сгорела Настасьина изба дотла, только шкатулка и уцелела. Пришлось её продать жене нового управляющего заводом. Женщина эта была любовницей молодого барина — сына владельца всех окрестных рудников. Старый барин перед смертью решил выгодно женить сына, а любовницу его выдал замуж за иностранца, бывшего учителя музыки, и отправил его управляющим на дальний завод.
По-русски управляющий хорошо выговаривал только одно слово — «пароть», за что и прозвали его Паротей, но человек был неплохой, зря не наказывал.
- Паротя
- — управляющий заводом, иностранец, плохо говорит по-русски.
Украшения жене управляющего не подошли — и давят, и жмут, и колятся. Местные мастера отказались украшения исправлять — «на одного кого тот мастер подгоняет, другому не подойдёт, что хошь делай». Тем временем помер старый барин. Его сын, не успевший жениться, сразу же отправился к любовнице.
А Паротя между тем успел увидеть Татьяну, запал на неё и заказал ей вышить золотом её же собственный портрет. Танюшка согласилась, но сказала, что изобразит не себя, а другую девушку — «зеленоглазую», которая ей в пуговице узоры показывала. Посмотрел Паротя на портрет и изумился: это же вылитая Танюшка, только в иноземном платье. Портрет этот Паротя показал молодому барину и рассказал ему о малахитовой шкатулке.
Он, слышь-ко, малоумненький был, мотоватый. Однем словом, наследник. К камням-то сильное пристрастие имел. Щегольнуть ему было нечем, — как говорится, ни росту, ни голосу, — так хоть каменьями.
Шкатулку барин перекупил, потом вызвал к себе Танюшку. Та сразу узнала в нём того белобрысенького, который возле зеленоглазой вертелся, а барин покой потерял, даже выйти за него замуж предложил. Девушка вроде согласилась, но условие поставила. Пусть барин ей царицу покажет и малахитовую комнату, для которой отец камень добывал.
В назначенное время приехала Танюша во дворец, а её никто не встретил. Барин увидел её в платке и деревенской шубке и за колонну спрятался. Тогда она сама во дворец вошла и шубу сняла. А на ней платье краше, чем у самой царицы, и украшения из малахитовой шкатулки, которую она у барина на временное пользование взяла, переливаются. Все её красотой залюбовались.
Тут барин к ней подскочил и своей невестой назвал. Девушка его остановила и велела вести в малахитовую комнату. Барин испугался: что царица скажет на такое своеволие. Но Танюшка и слушать его не стала, сама эту комнату нашла, к стене малахитовой подошла. Тут и царица явилась, требовать стала, чтобы ей невесту барина показали.
Обидно Танюшке стало, что жених её царице показывать собирался, а не наоборот, отказала ему. Потом прижалась Танюшка к малахитовой стене и исчезла. Остались от неё только драгоценные камни и стеклянная пуговица. Камни барин собрать не смог — они у него в руках каплями растеклись. А в пуговице увидел барин зеленоглазую и «последний умишко потерял».
С тех пор никто Танюшку не видел. Только люди поговаривать стали, что у горы теперь две хозяйки в одинаковых платьях появляться стали.