О том, почему в новой экономической реальности нужно выбирать себя самому, а не ждать, пока кто-то выберет вас.
Джеймс Альтушер начинает книгу с рассказа о своих провалах. Поскольку он занимался многими вещами, от создания телешоу до основания собственных компаний и хедж-фондов, неудачи с ним случались довольно часто, и он привык относиться к ним хладнокровно. Но однажды количество этих неудач перешло в качество, и он, по его собственному выражению, оказался совершенно разбит. Он залез в долги, потерял дом, семью, друзей и все свои капиталы.
Этот процесс, как представлялось Альтушеру, начался еще в 1998 году, когда он продал свою первую компанию. Он выручил за нее наличные деньги, вместо того чтобы ждать настоящей прибыли на более поздних этапах. Он купил дом, который не мог себе позволить, приобрел дорогие привычки, которые довольно быстро стало нечем оплачивать. Он давал в долг всем, кто просил, и проматывал попусту огромные суммы. Потом он основал другую компанию, тоже поначалу успешную. Раздавая деньги, он старался приобрести любовь, ему казалось, что в противном случае никто его не полюбит и не примет. В итоге он остался и без денег, и без любви. Ему нечем было платить ипотеку и оплачивать образование дочерей. Оставался полис страхования жизни на крупную сумму, и Альтушер всерьез подумывал о самоубийстве, чтобы хоть таким образом обеспечить семью. В довершение своих несчастий он напрочь разругался с родителями, и отца вскоре разбил инсульт.
Но Альтушер нашел в себе силы переломить ситуацию. Он заставил себя снова встать на ноги и опять заработал много денег — чтобы снова все потерять. И такое с ним случалось много раз. Он пробовал себя в разных сферах, от программирования до статей в финансовых СМИ, написал больше 10 книг, и все его начинания поначалу казались вполне успешными. Но всякий раз, когда он снова вставал на ноги, он неизбежно возвращался к провалу. Так происходило до тех пор, пока он не огляделся вокруг внимательно. Тогда он понял, что окружающий мир сильно изменился, и необходимо приспособиться к этой новой реальности. Главное изменение — мы больше не можем полагаться на других, не можем ожидать стабильной работы на кого-то другого. Рассчитывать нужно только на себя, и только на себя делать ставку. Как только Альтушер это понял, он начал действовать по-другому. Его практика направлена на укрепление физического и душевного здоровья и применение рекомендаций финансовых экспертов. В итоге он начал вкладывать деньги в разные предприятия, а не попусту тратить их, встретил наконец свою любовь и теперь ведет такую жизнь, которая ему нравится.
Что же изменилось в экономической картине мира? Когда во время Второй мировой войны мужчины отправились воевать, их места у станков и в офисах заняли женщины. После возвращения мужчин женщины не захотели снова сидеть дома. В итоге семейный доход существенно увеличился, а послевоенная экономика стремительно начала расти. С возросшим богатством росли и потребности. Обычной городской квартиры было уже недостаточно: люди стремились в пригороды, в собственные уютные дома, а на работу ездили на машине. Вскоре появился телевизор, а вместе с ним — телереклама. На дома в пригороде начали давать ипотечные кредиты. Доходы продолжали расти, но людям требовалось все больше. До поры до времени их потребности удовлетворялись. В 1980-е был бум на фондовом рынке, в 90-е рухнул СССР, на военное противостояние с которым тоже тратились большие деньги.
Но цены росли вместе с доходами. Росло и количество выдаваемых кредитов. Однако после кризиса 2008 года все рухнуло. Люди стали меньше покупать в условиях дефляции, в ожидании, когда же цены отыграют назад. Но этого не происходит. Зарплаты обесцениваются, поскольку даже крупные компании в таких условиях вынуждены экономить, сокращая оклады и рабочие места. Такая политика уже привела к заметному уменьшению среднего класса, и тенденция эта только набирает обороты. Это касается всех секторов экономики и всех профессий, не только неквалифицированных и низкооплачиваемых. К тому же развитие технологий тоже вытесняет человеческий ресурс. Все идет к появлению компаний без сотрудников, и это нормально. Главное — суметь встроить себя в эту тенденцию.
Идея 1. Сделайте ставку на себя
В настоящее время происходит стремительное развитие всевозможных стартапов. Это говорит о том, что все больше людей стремятся к самостоятельности, к чему их подталкивает и дух времени, в котором больше нет места такому понятию, как надежная постоянная работа. Да, не все хотят быть предпринимателями, но надо стремиться к самостоятельности, уверен автор. В истории наступает новый этап, считает Альтушер, когда идеи стали более важны, чем люди. Поэтому нужно научиться генерировать эти идеи, чтобы не остаться за бортом.
В пример Альтушер приводит автора бестселлеров Такера Макса, книги которого продаются миллионными тиражами. Но самому автору от этих тиражей оставался совсем небольшой кусок пирога. Издательства мотивировали такое распределение доходов тем, что они редактируют книгу, занимаются ее распространением, маркетингом и печатью, стало быть, несут больше расходов. Но Такер понял, что вполне может позволить себе отредактировать книгу и заказать маркетинг и рекламу на стороне. Он уже был успешным автором, так что не нуждался в продвижении. И он открыл собственное издательство, где по сути был единственным сотрудником. Как только он это сделал, он получил 80 процентов прибыли, а не 15, как обычно бывает при работе издательства с автором.
И это происходит в каждой отрасли, считает Альтушер. Художники и музыканты продают свое творчество на YouTube и iTunes напрямую. Им не нужно ждать, когда какой-нибудь могущественный меценат возьмет их под крыло. Вы можете стать либо временным сотрудником, либо художником-предпринимателем, работающим на себя — выбор только за вами. А чтобы работать на себя, нужно заложить основу своего физического, эмоционального и ментального здоровья.