В Повести (здесь рассматривается редакция Рогожского летописца и Тверского сборника, что приходится уточнять, так как Повесть, как и многие произведения древнерусской литературы, существовала в нескольких редакциях, значительно отличающихся по содержанию) рассказывается о событиях 1326–1327 гг.
Тверской князь Александр Михайлович получает в Орде ярлык на великое княжение. По «наущению диавола» татары решают, что нужно подчинить своей власти русских князей, а для этого погубить в первую очередь князя Александра. «Наученный диаволом», татарский посол Шевкал вызывается исполнить разорение. Он приходит в Тверь, творит там «поругание», которое начинается сразу с силового утверждения собственной значимости и власти: Шевкал выгоняет великого князя с его двора и воцаряется там «со многою гордостью и яростью». Достаётся и тверичам. Оскорблённые горожане обращаются за защитой к князю, но тот уговаривает их потерпеть.
15 августа, в большой праздник Успения Пресвятой Богородицы, чаша терпения тверичей переполняется: польстившись на «тучную» кобылу некоего диакона Дудко, татары отнимают её, на крик ограбленного диакона сбегаются люди. Начинается драка, которая затем перерастает в вооружённое столкновение. В случившейся «замятне» разгневанные тверичи убивают не только множество татар, но и самого Шевкала. Спасаются лишь татарские пастухи, пасшие скот за городом, они бегут через Москву в Орду, куда приносят весть о восстании.
За смерть Шевкала хан жестоко мстит: Тверь и «все города» он сжигает огнём. Александр Михайлович оставляет великокняжеский престол и уходит с семьёй во Псков.