Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков

XVI в.
Краткое содержание книги
Читается за 14 минут

Повесть о нашествии литовского короля Стефана с великим и гордым войском на великий и славный богоспасаемый град Псков; откуда и как и каким образом послал его Бог за грехи наши на русскую землю и как по великой милости Пребезначальной Троицы к нам, грешным христианам, ушёл он от града Пскова со стыдом многим и с великим срамом.

Было это в год 7085 (1577), в царство благоверного и христолюбивого государя, царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, и при благоверных его царевичах Иване Ивановиче и Федоре Ивановиче. Достойно правили государи наши православным христианским российским царством, обороняя и защищая подданных от врагов. Особенно отстаивали они церкви, монастыри и святую православную христианскую веру.

К государю пришла весть о нашествии немцев из Лифляндии, которые причинили много зла его северным городам и сёлам, в том числе и Печерскому монастырю. Царь-государь встал во главе войска и повёл его против лифляндских немцев. Прибыв в славный град Псков, стоявший на границе с городами иноверцев, он распределил в нём своих бояр и воевод. Он помолился перед образом живоначальной Троицы и перед иконой Богородицы о даровании ему победы над иноверными врагами и отправился в поход. Когда он достиг Лифляндской земли, жители её пришли в смятение: одни из них бежали в иные земли, другие затворились в своих городах, а третьи колебались и не знали, как быть. Те города, которые не покорились ему, государь взял силой и не пощадил их жителей, те же города, где его встретили дарами, он пощадил и явил милосердие к их жителям. Соседи лифляндских немцев — курляндские немцы, — прослышав о силе российского государя, послали к нему послов и просили смилостивиться над ними и обложить их данью. Государь так и поступил, а Лифляндскую землю всю завоевал и в добром здравии со славой победителя возвратился в свою отчину на Русскую землю.

Вначале государь прибыл в Печерский монастырь, оттуда — во Псков, а затем в Москву. Узнав об этом, курляндские немцы соединились с укрывшимися у них лифляндскими немцами и послали войско на только что взятые русским государём города и многим из них причинили зло, а иные вновь захватили. Узнав об этом, разгневался русский государь и на третье лето после первого похода отправился в путь на отмщение. Испугались немцы и обратились за помощью к литовскому королю Стефану. Стефан со своим войском устремился к городу Полоцку, который семнадцать лет назад русский царь взял у Литвы. Узнав об этом, государь направил своих воевод и войска в города около Полоцка и сам Полоцк. Дойдя до Пскова, государь узнал о том, что литовский король взял Полоцк и окрестные города. Государь закручинился, но сказал только: «Воля Господня да будет, что Господу угодно, так тому быть». Государь вернулся в Москву. На второй год после взятия Полоцка (в 1579 г.) король Стефан вновь устремился в поход на Русскую землю и захватил русские окраины. И надумал король идти на Великие Луки. Государь наш послал в Великие Луки своих воевод, ак королю Стефану отправил послов, чтобы заключить с ним мир. Всегорделивый же Стефан и слышать не хотел о мире, он решил завоевать не только Великие Луки, но и Псков и Великий Новгород. Государь наш послал во Псков и в Великий Новгород своих бояр и воевод. Стефан возвратился в Литовскую землю и воинов своих отпустил на отдых. Весной же он велел им готовиться к новому походу: на град Псков. Боярин и воевода князь Иван Петрович Шуйский доложил государю, что Псков хорошо укреплён и может выстоять против литовского короля. Государь, «омочив лицо своё слезами», предал град Псков в руки Богу и Богородице и великим чудотворцам. Приехав в Псков, князь Иван Петрович Шуйский усердно занялся укреплением его стен. Король Стефан обратился к своим друзьям и ближайшим соседям с призывом присоединиться к нему и всем вместе пойти на славный и богатый град Псков. Из многочисленных земель собрались к королю Стефану в Литву полки, чтобы идти на Псков. Король Стефан собрал огромное войско: шестьдесят тысяч наёмных людей и сорок тысяч своих людей. Король пришёл к рубежам Русской земли и вскоре был уже в ста поприщах от Пскова — в городе Ворониче. «Он раскрыл свою бездонную пасть, как адскую бездну, и хотел поглотить град Псков <…> И уже мнил себя змей победителем над Псковом». Государевы же воеводы и жители града Пскова неустанно молились живоначальной Троице и Богородице и готовились к осаде. «Благодать Божия и надежда на всесильную помощь Бога зародили в сердцах всех стремление к подвигу». Во Пскове узнали, что литовский король Стефан уже пришёл в Остров, что в пятидесяти поприщах от Пскова. Оттуда литовское войско двинулось дальше и остановилось в пяти поприщах от Пскова.

18 августа 7089 (1581) г., в день памяти святых мучеников Фрола и Лавра, началась осада богоспасаемого града Пскова. Войска короля Стефана переправились через реку Череху и начали объезжать город, государевы же бояре и воеводы велели стрелять по ним из орудий. Король Стефан стал усердно готовиться к взятию города. Его воины выкопали траншеи от своих станов по большой Смоленской дороге к Великим, Свиным и Покровским воротам, а в тех траншеях выкопали сто тридцать две большие землянки, где расположились ротмистры и сотники, и девятьсот четыре меньших землянки, где устроились жить гайдуки. Так враги приблизились к городу, и от городской стены их отделял только городской ров.

Ночью 4 сентября они прикатили и поставили туры, засыпали их землёю, а назавтра поставили в них орудия. Государевы же бояре и воеводы, призвав на помощь Бога, и Богородицу, и всех святых, стали укреплять стены у Покровских ворот и там же поставили орудия. Король Стефан приказал своему гетману Юрию Зиновьеву Угровецкому бить по городу из орудий и сделать в стене большие проломы для взятия града Пскова.

7 сентября враги били по городу из трёх тур и двадцати пищалей весь день до ночи, и разбили Покровскую башню и половину Свиной башни, и во многих местах проломили городскую стену. Король Стефан пригласил всех своих военачальников на обед, и они обещали, что ужинать будут уже в Пскове. 8 сентября, в праздник Рождества Пречистой Богородицы, «литовские воеводы, и ротмистры, и все градоёмцы, и гайдуки проворно, радостно и уверенно пошли ко граду Пскову на приступ». Государевы же бояре и воеводы велели бить в осадный колокол, чтобы подать весть всему псковскому народу о литовском наступлении на город. Государевы воины стали стрелять по вражеским полкам из орудий и много воинов побили. Духовенство с плачем служило молебен в соборной церкви живоначальной Троицы, моля Бога об избавлении града Пскова. Псковичи сбежались к проломному месту и приготовились крепко против врага стоять и умереть всем до одного за христианскую веру, за Псков-град, за свой дом, жён и детей. Псковские воины не давали литовским войскам взойти на городскую стену, но крепко закованные в железо и броню литовские градоёмцы всё же взобрались на стену и стали стрелять в город по народу, очищая путь для взятия города.

Сам король Стефан подошёл к городу и остановился в храме Никиты, великомученика Христова, что в одном поприще от города. Его приближённые стали просить позволения пойти вперёд на крепость Псков и обещали встретить короля Стефана с честью, и взять в плен двух главных воевод русского государя: Ивана Петровича Шуйского и Василия Федоровича Шуйского-Скопина. Король обрадовался и отпустил две тысячи избранных градоёмцев и приближённых к нему дворян, и хлынули они в город. Государевы бояре и воеводы, и все ратные люди, и псковичи мужественно с ними бились и не давали сойти со стен и с башен в город. Христианские воины, словно пшеничные колосья, вырванные из земли, погибали за христианскую веру. В соборной церкви града Пскова печерский игумен Тихон и протопоп Лука, и весь священнический и дьяконский собор слёзно молились о спасении града Пскова и живущих в нём. «По всем улицам богоспасаемого того града Пскова стоял крик страшный и стенанье громкое, и вопль несказанный». Литовское же воинство упорно наседало, думая, что Бог оставил град Псков. Но Бог вспомнил о своих смиренных чадах и покарал короля Стефана за его гордыню. Господь услышал мольбу слуг своих и явил им великую милость свою.

С Похвальского раската ударили государевы воины из огромной пищали по Свиной башне и множество воинов литовских побили. Кроме того, под Свиную башню заложили они много пороха и взорвали её, отчего из тел высокогорделивых дворян — приближённых короля Стефана — получилась другая башня. Когда король спросил, в крепости ли дворяне, ему ответили: «Под крепостью». Узнав, что его приближённые убиты и сожжены и во рву лежат, король едва не бросился на свой меч. Разъярившись, он послал приказ ротмистрам и градоёмцам во что бы то ни стало взять град Псков. Государевы бояре, несмотря на свирепый натиск врагов, неослабно надеялись на Бога. Были принесены к проломному месту чудотворные иконы, мощи благоверного князя Гавриила-Всеволода и другие святыни, и в тот же час невидимо пришло спасение граду Пскову на проломе. Христианские воины сбили литовских воинов со стены, после чего, взойдя на стену, били литву уже за городом и добивали оставшихся ещё в Покровской башне.

Узнав об этом, псковские женщины взяли оружие и пошли добивать оставшихся после приступа литовцев. Под Покровскую башню подложили порох и подожгли его — так были уничтожены литовцы, остававшиеся в башне. «И побежала литва от города в свои станы. Христиане же выскочили из города и далеко за ними гнались, рубя их». Бог даровал христианскому воинству победу над горделивой и безбожной литвой. Все радовались и благодарили Бога. Доблестных храбрецов, погибших от руки литовцев, было восемьсот шестьдесят три человека, их похоронили, а раненых повелели лечить за счёт государевой казны.

Король Стефан, увидев, что его войско со срамом бежало из города, исполнился великого стыда. «Гетманы не смели явиться к своему королю, стыдясь своего позора и неуёмной похвальбы перед королём». Под Псковом погибло более пяти тысяч градоёмцев, раненых же было вдвое больше. Услышав об этом, король впал в отчаяние и осыпал себя и своё войско многими упрёками. Он стал размышлять вместе со своими гетманами и первосоветниками, как взять Псков и одолеть его неукротимых воевод и непокорный народ.

И начали литовцы каждый день наступать на проломные места, но государевы бояре и воеводы не давали врагам войти на городскую стену. Они повелели построить против проломного места деревянную стену с бойницами и поставили много башен, а между деревянной и каменной стеной повелели выкопать ров. Видя, что взять Псков штурмом невозможно, король Стефан стал писать грамоты государевым боярам и воеводам о сдаче града Пскова. Он обещал обласкать и облагодетельствовать их, если они мирно сдадут город. Его воины пускали эти грамоты на стрелах в город, но государевы бояре и воеводы написали ему в ответ, чтобы он готовился к битве с ними, «а кто кого одолеет, то Бог покажет».

От захваченных языков псковским воинам стало известно, что враги ведут под город несколько подкопов. Государевы бояре и воеводы велели против подкопов из города повести несколько слуховых ходов и внимательно следить за подкопами. Перебежчик Игнаш рассказал, против каких мест ведутся подкопы, и милостью Божией этот литовский план расстроился. 24 октября литовцы начали стрелять по жилым домам раскалёнными ядрами, но и от этих козней Бог сохранил Псков совершенно невредимым. Тогда литовские воины 28 октября пробрались под городскую стену со стороны реки Великой и, закрывшись щитами, начали подсекать каменную стену от Покровской башни до Водяных Покровских ворот, чтобы подсечённая стена упала в реку Великую. А деревянную стену, что построена рядом с каменной, они хотели зажечь. Государевы же бояре и воеводы приказали метать на литву горящее смоляное тряпьё, а также провертеть в каменной и деревянной стене много бойниц и стрелять по подсекавшим из ручниц и колоть их копьями. Литовские градоёмцы и гайдуки вернулись в свой стан. Король Стефан велел бить из орудий по стене из-за Великой реки и совершать ежедневные приступы. Это продолжалось пять дней.

2 ноября литовцы пошли на большой приступ по льду, но были перебиты. Государевы бояре и воеводы послали донесение государю об убитых и раненых и просили о пополнении, чтобы отстоять град Псков. Туда был отправлен стрелецкий голова Федор Мясоедов с отрядом стрельцов. «Гордый король, увидев, что никакими способами и злыми умыслами нельзя взять град Псков, повелел ротмистрам с гайдуками отойти от города в станы и орудия оттащить». Это произошло 6 ноября. Все, кто были во Пскове, вознесли хвалу Богу, надеясь, что вскоре и король со всем войском отойдёт. Но он всё ещё стоял под городом. Русский же царь послал своих воевод в Литовскую землю, где они завоевали многие города и возвратились на Русскую землю с большим богатством и пленом.

К королю Стефану приехал лютеранской веры протопоп Антоний. Король очень обрадовался и стал советоваться с ним, как заключить мир с русским государём. Антоний поехал к русскому государю и сказал, что прибыл от римского папы для примирения государя и короля. Король же ушёл в Литовскую землю, но оставил под Псковом пана канцлера, польского гетмана, с войском для продолжения осады Пскова. Он стоял под городом, но не решался на взятие города и даже приблизиться не осмеливался. Государевы же воины совершали частые вылазки. Всего их было совершено сорок шесть, а приступов литовских к Пскову — тридцать один.

Литовцы задумали погубить князя Ивана Петровича Шуйского и прислали ему ларец, сказав, что внутри его казна, но на самом деле в нем были порох и самопалы, соединённые ремнём с запорами ларца. Князь же Иван Петрович догадался, что ларец тот с обманом, и не стал сам отпирать его. «Кого Бог хранит, того вся вселенная не сможет убить, а от кого Бог отвернётся, того и вся вселенная не сможет укрыть». Через несколько дней, 17 января, пришло государевым боярам известие, что государевы послы с королевскими послами мир заключили. 4 февраля польский гетман отошёл от града Пскова со всем войском в Литовскую землю. «Тогда же в граде Пскове раскрылись затворенные ворота: так пришёл конец и повести этой». Написана она в том же богохранимом граде Пскове жителем его, иконописцем по ремеслу.

Пересказала О. Э. Гринберг. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Реклама