Гесиод
Гесиод
VIII−VII вв. до н. э.

Теогония, или О происхождении богов

Краткое содержание поэмы
Читается за 5–10 мин

Все знают: грече­ская мифо­логия — это прежде всего очень много имён. Это для нас; а для самих греков их было ещё больше. Почти в каждом городке или селе были свои местные боже­ства; и даже про тех, которые были общими, в каждом городе расска­зы­вали по-своему. Кто всю жизнь жил на одном месте и мало что знал о других, тех это мало беспо­коило. Но кто часто пере­ходил из города в город и из области в область, как, например, бродячие певцы, тем от этого было много неудобств. Чтобы петь, упоминая множе­ство богов и героев, нужно было согла­со­вать местные предания и хотя бы дого­во­риться о том, кто кому сын и кто кому муж. А чтобы лучше запом­нить — изло­жить эти родо­словные склад­ными стихами и сказать, будто эти стихи продик­то­ваны самими Музами, боги­нями разума, слова и песни.

Это и сделал певец Гесиод из-под Витой Горы — Гели­кона, где будто бы Музы водят свои хоро­воды. Из этого и полу­чи­лась поэма «феогония» (или «Теогония»), что по-гречески значит «О проис­хож­дении богов» — от самого начала миро­здания и до тех пор, когда от бессмертных богов стали рождаться смертные герои. На трид­цати стра­ницах здесь названы и связаны друг с другом больше трёхсот имён. Все они укла­ды­ва­ются в три мифо­ло­ги­че­ские эпохи: когда правили древ­нейшие боги во главе с Ураном; когда правили старшие боги — Титаны во главе с Кроном; и когда стали править и правят младшие боги — Олим­пийцы во главе с Зевсом.

Вначале был Хаос («зияние»), в котором все было слито и ничто не разде­лено. Потом из него роди­лись Ночь, Земля-Гея и Подзе­мелье-Тартар. Потом от Ночи родился День, а от Земли-Геи — Небо-Уран и Море-Понт. Небо-Уран и Гея-Земля стали первыми богами:

звёздное Небо лежало на широкой Земле и опло­до­тво­ряло ее. А вокруг клуби­лись первые порож­дения богов — то призрачные, то чудо­вищные.

От Ночи роди­лись Смерть, Сон, Скорбь, Труд, Ложь, Месть, Казнь, а самое главное — Рок: три богини Мойры («Доли»), которые каждому чело­веку отме­ри­вают жизнь и опре­де­ляют несча­стье и счастье. От Моря роди­лись старший- морской бог, добрый Нерей, два его брата и две сестры, а от них — много-много чудовищ. Это Горгоны, убива­ющие взглядом; Гарпии, похи­ща­ющие людские души; подземная Эхидна — спереди дева, сзади змея; огне­ды­шащая Химера — «спереди лев, сзади дракон и коза сере­диной»; коварная Сфинкс, женщина-львица, губившая людей хитрыми загад­ками; трех­телый великан Герион; много­главый адский пёс Кербер и много­главая болотная змея Гидра; крылатый конь Пегас и ещё многие другие. Даже у Геи и Урана первые порож­дения были чудо­вищны: трое сторуких бойцов и трое одно­глазых кузнецов — Киклопов, жители чёрного подзе­мелья — Тартара.

Но глав­ными были не они. Глав­ными были Титаны — двена­дцать сыновей и дочерей Урана и Геи. Уран боялся, что они его свергнут, и не позволял им родиться. Один за другим они взду­вали чрево матери-Земли, и вот ей стало невмо­готу. «Из седого железа» она сковала волшебный серп и дала его детям; и когда Уран вновь захотел соеди­ниться с ней, то самый младший и хитрый из Титанов, по имени Крон, отсек ему дето­родный член. С прокля­тием Уран отпрянул в вышину, а отруб­ленный член его пал в море, взбил белую пену, и из этой пены вышла на берег богиня любви и желания Афро­дита — «Пенная».

Нача­лось второе царство — царство Титанов: Крона и его братьев с сёст­рами. Одного из них звали Океан, он пород­нился со старым Нереем, и от него роди­лись все на свете ручьи и реки. Другого звали Гипе­рион, от него роди­лись Солнце-Гелиос, Луна-Селена и Заря-Эос, а от Зари — ветры и звезды. Третьего звали Иапет, от него роди­лись могучий Атлант, который стоит на западе земли и держит небо на плечах, и мудрый Прометей, который прикован к столбу на востоке земли, а за что — об этом будет речь дальше. Но главным был Крон, и влады­че­ство его было тревожным.

Крон тоже боялся, что рождённые им дети его свергнут. От сестры его Реи у него было три дочери и три сына, и каждого ново­рож­дён­ного он отнимал у неё и прогла­тывал заживо. Только млад­шего, по имени Зевс, она решила спасти. Крону она дала прогло­тить большой камень, завёр­нутый в пелёнки, а Зевса скрыла в пещере на острове Крите. Там он и вырос, а выросши, хитро­стью заставил Крона изрыг­нуть своих братьев и сестёр. Старшие боги — Титаны и младшие боги — Олим­пийцы сошлись в борьбе. «Море взре­вело, земля засто­нала и ахнуло небо». Олим­пийцы осво­бо­дили из Тартара бойцов — Сторуких и кузнецов — Киклопов; первые ударили в Титанов каме­ньями в три сотни рук, а вторые сковали Зевсу гром и молнию, и против этого Титаны выстоять не могли. Теперь их самих зато­чили в Тартар, в самую глубь: сколько от неба до земли, столько и от земли до Тартара. Сторукие стали на страже, а Зевс-громо­вержец с братьями принял власть над миром.

Нача­лось третье царство — царство Олим­пийцев. Зевс взял в удел небо с подне­бесной горой Олимпом; брат его Посейдон — море, где ему подчи­ни­лись и Нерей и Океан; третий брат, Аид, — подземное царство мёртвых. Сестра их Гера стала женою Зевса и родила ему дикого Ареса, бога войны, хромого Гефеста, бога-кузнеца, и светлую Гебу, богиню юности. Сестра Деметра, богиня пахотной земли, родила Зевсу дочь Персе­фону; ее похитил Аид, и она стала подземной царицей. Третья сестра, Гестия, богиня домаш­него очага, оста­лась девственной.

Зевсу тоже грозила опас­ность быть сверг­нутым: старые Гея и Уран преду­пре­дили его, что дочь Океана, Метида-Мудрость, должна родить дочь умнее всех и сына сильнее всех. Зевс соеди­нился с нею, а потом проглотил ее, как когда-то Крон глотал его братьев. Дочь умнее всех роди­лась из головы Зевса: это была Афина, богиня разума, труда и войны. А сын сильнее всех так и остался нерож­денным. От другой из дочерей Титанов у Зевса роди­лись близ­нецы Аполлон и Арте­мида: она — охот­ница, он — пастух, а также цели­тель, а также прори­ца­тель. От третьей у Зевса родился Гермес, сторож пере­крёстков, покро­ви­тель дорожных путников и торговцев. Ещё от одной роди­лись три Оры — богини порядка; ещё от одной — три Хариты, богини красоты; ещё от одной — девять Муз, богинь разума, слова и песни, с которых начи­нался этот рассказ. Гермес изобрёл струнную лиру, Аполлон играет на ней, а Музы водят вокруг него хоровод.

Двое сыновей Зевса рождены были от смертных женщин, но все же взошли на Олимп и стали богами. Это Геракл, любимый его сын, который обошёл всю землю, осво­бождая ее от злых чудовищ: это он победил и Гидру, и Гериона, и Кербера, и других. И это Дионис, который тоже обошёл всю землю, творя чудеса, обучая людей сажать вино­град и приго­тов­лять вино и вразумляя их, когда пить в меру, а когда без удержу.

А откуда взялись на свете сами смертные люди, Гесиод не говорит: может быть, из скал или дере­вьев. Боги их сперва не любили, но им помог выжить Прометей. Люди должны были чтить богов, принося им в жертву часть своей еды. Прометей устроил хитрый делёж: зарезал быка, положил отдельно кости, прикрытые жиром, и мясо, прикрытое желудком и кожею, и пред­ложил Зевсу выбрать долю богам и долю людям. Зевс обма­нулся, выбрал кости и со зла решил не давать людям огня для приго­тов­ления мяса. Тогда Прометей сам похитил огонь на Олимпе и принёс его людям в пустом трост­нике. За это Зевс наказал и его и людей. Людям он сотворил, «на горе мужчинам», первую женщину, Пандору, и от женщин, как известно, пошло на свете очень много худого. А Прометея, как сказано, он приковал к столбу на востоке земли и наслал орла каждый день выклё­вы­вать у него печень. Только много веков спустя Зевс позволил Гераклу в его стран­ствиях застре­лить этого орла и осво­бо­дить Прометея. Но оказа­лось, что люди богам нужнее, чем боги это думали. Богам пред­стояла ещё одна борьба — с Гиган­тами, млад­шими сынами Геи-Земли, рождён­ными из капель Урановой крови. И было суждено, что боги победят их, только если им поможет хотя бы один человек. Значит, нужно было родить таких могучих людей, которые могли бы помочь богам. Вот тогда-то и стали боги сходить к смертным женщинам, а богини рождать от смертных мужчин. Так роди­лось племя героев; лучшим из них был Геракл, он и спас богов в войне с Гиган­тами. А потом это племя погибло в Фиван­ской войне и Троян­ской войне. Но до этого Гесиод не дописал: рассказ его обры­ва­ется в самом начале геро­и­че­ского века. «Феогонии», родо­словию богов, здесь конец.  Пересказал М. Л. Гаспаров

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.
Рассказать друзьям:
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Читайте также

Гомер
Гомер
Троян­ская война была затеяна богами для того, чтобы кончи­лось время героев и наступил нынешний, людской, железный век. Кто не погиб у стен Трои, тот должен был погиб­нуть на обратном пути...
Эсхил
Эсхил
С титаном Проме­теем, благо­де­телем чело­ве­че­ства, мы уже встре­ча­лись в поэме Гесиода «Теогония». Там он — умный хитрец, который устра­и­вает делёж жерт­вен­ного бычьего мяса между людьми и богами так, чтобы лучшая часть доста­лась в пищу людям...
Эсхил
Эсхил
Самым могучим царём в последнем поко­лении грече­ских героев был Агамемнон, прави­тель Аргоса. Это он началь­ствовал над всеми грече­скими войсками в Троян­ской войне, ссорился и мирился с Ахиллом в «Илиаде», а потом победил и разорил Трою...
Что непонятно? Что упущено? Что можно улучшить? Все отзывы читаем, публикуем только полезные и интересные.