О том, как меняется чтение под воздействий цифровых технологий.
Сегодня цифровые технологии все больше вытесняют привычное чтение. Аудио- и видеоформаты больше устраивают человека с клиповым мышлением, и читающих людей становится все меньше. Автор книги, нейробиолог Мэриэнн Вольф, считает, что спустя несколько поколений человечество в связи с этим ждут большие перемены, которые коснутся не только образа жизни, но и физиологии мозга. И эти изменения уже начались.
Умение читать свойственно только человеку и ни одному другому виду. Навык чтения изменил наш мозг, перестроил его, а вместе с ним изменил и процесс нашего мышления. Именно процесс чтения лежал в основе нашего интеллектуального роста, развития личности и появления культуры.
Сегодня, с появлением цифровых устройств и экранов, способность концентрировать внимание, полученная вместе с навыком чтения, начинает меняться. Этому влиянию подвержены все без исключения. Взяв книгу, вы ощущаете, что вам как будто чего-то недостает, книга уже не переносит нас в другой, волшебный мир, как было когда-то в детстве. Сегодня внимание детей постоянно отвлекается, рассеивается на внешние стимулы, которые ничего им не дают и тут же забываются. Благодаря чтению люди учились искать аналогии и делать выводы, сегодня этот навык утрачивается. Молодежь старается не читать книг без крайней необходимости, только если, например, этого требует учеба или нет подходящей информации в Интернете.
Переход от культуры, которая развивалась благодаря чтению, к цифровой культуре, может отразиться на нашем мышлении, и это будет иметь серьезные последствия. Необходимо изучать эти последствия заранее, чтобы оказаться подготовленными к ним и, по возможности, сделать менее драматическими.
Мэриэнн Вольф — когнитивный нейробиолог и исследователь чтения. Когда-то, много лет назад, она вместе с коллегами, молодыми учителями, работала в сельской школе на Гавайях, и ей предстояло научить детей грамоте. Неожиданно она поняла, насколько это важно. Ведь если они не научатся читать, целый мир останется для них закрытым, а кроме того, они никогда не раскроют полностью свой потенциал.
Именно тогда ей впервые пришло в голову стать исследователем чтения. Она исследует, что делает мозг, когда он читает, почему не все любят читать, а некоторые с трудом обучаются чтению.
Пока 7 лет шли исследования, которые легли в основу ее книги, жизнь не стояла на месте. Вольф обнаружила, что пока она с головой погрузилась в изучение письменности разных народов, культура, основанная на грамотности, стала превращаться в цифровую культуру. И Вольф поняла, что книгу нужно дополнять, ведь исследований по формированию цифрового читающего мозга почти не проводилось.
Как это скажется на способностях детей, растущих в цифровой среде? Как у них будут формироваться критическое мышление, воображение, эмпатия, которые когда-то впитывались вместе с книгами? Возможно, с помощью цифровых технологий способы познания и развития воображения перейдут на новый уровень, дадут мозгу новый толчок к развитию? Можно ли сочетать цифровое чтение и традиционное, и какие участки мозга будут в этом задействованы? Или наоборот — мы многое потеряем и станем более примитивными?
Идея 1. Чтение — это культурное изобретение, а не естественный процесс. За чтением скрывается сложнейшая работа мозга
Умение читать не было изначальным свойством человеческого мозга, в отличие от зрения и способности понимать устную речь. Для этого навыка мозг перестроил свои базовые структуры и нейроны. Благодаря способности перепрограммировать свои схемы мозг позволяет нам заниматься генетически незапланированными действиями, такими, например, как изобретение колеса или создание письменности.
А вот устная речь — одна из основных человеческих функций. Если маленький ребенок попадет в любую языковую среду, он научится разговаривать на этом языке без всяких усилий. Видимо, по этой причине многие учителя и родители считают, что и чтению можно обучиться с той же легкостью, что и языку. Но это не так: чтение — изобретение культурное, и у него есть основные принципы. Эти принципы составляют схему считывания.
Один из этих принципов — нейропластичность, то есть способность мозга перестраивать старые схемы под новые задачи. Пластичность позволяет мозгу подстраиваться под системы письма и его содержание, под бумажный носитель (книгу) или экран, и под методы обучения. Пластичность помогает формировать как сложные и расширенные схемы, так и простые и примитивные, в зависимости от окружающей среды.
Второй принцип — формирование нейронами отдельных структур, которые внутри старой нейросети, отвечающей за зрение и язык, формируют новую сеть, позволяющую быстро замечать особенности букв или разницу фонем.
Третий принцип — активация нейронных групп в зрительной коре, помогающая нам быстро распознавать буквы со скоростью до миллисекунды, при этом понимая смысл слов. Такая схема считывания обеспечивается работой четырех долей мозга в каждом полушарии (лобной, височной, теменной и затылочной).
Многие считают, что за чтение отвечает небольшой участок мозга, но это не так. Работа мозга при чтении напоминает цирковое представление: тигры прыгают через пять колец, акробаты кувыркаются на висящей лестнице, фокусники жонглируют, велосипедисты показывают трюки. И все происходит так быстро, что глаз просто не в состоянии за этим уследить. Стоит нам прочесть всего лишь одно слово — и весь этот цирк приходит в движение: активируются тысячи нейронных групп. А если речь идет о сложном тексте, или стихотворении, смысл которого не лежит на поверхности, а скрыт в контексте, то эти тысячи превращаются в мириады. Такова работа мозга, когда он пытается понять текст. Но все это может измениться.
Идея 2. При чтении с цифровых носителей качество нашего внимания становится иным, чем при чтении книг. С увеличением количества источников информации падает уровень эмпатии
В зависимости от типа чтения в мозге активируются несколько сложных процессов.