О том, с какими трудностями придется столкнуться основателю стартапа.
СМИ пестрят историями успешных предпринимателей, которые стали современными рок-звездами. Эти истории привлекают молодых и амбициозных — тех, кто хочет оставить свой след во Вселенной, а заодно и сказочно разбогатеть. Кажется, все, что надо для успеха — прорывная идея, команда увлеченных единомышленников, гараж родителей, отказ от формального образования, приличный запас наглости и умение впечатлять инвесторов. Но реальность далека от подобных сказок. Основателям стартапов нужно быть готовым к совсем другому исходу. К страху, стрессу, к тому, что все их усилия ничего не дадут, к тому, что инвесторы не только не выстроятся в очередь, но и вообще не ответят ни на одно письмо.
Человек, решивший развивать бизнес, сталкивается с огромным количеством больших и маленьких проблем, ему приходится действовать наугад в условиях полной неопределенности. И лишь небольшому числу компаний удается продержаться больше, чем несколько лет. Но даже когда бизнес набирает обороты, легче не становится, и проблемы только увеличиваются. И нет никаких хитрых лайфхаков, которые помогут обмануть систему.
В своей книге Рэнд Фишкин, основатель успешного стартапа Moz, делится уроками, которые он усвоил в процессе построения и развития компании. То, с чем он столкнулся на практике, порой кардинально отличается от теории. Годы работы и общение с основателями других стартапов привели его к пониманию того, что его опыт не единичный и что с теми же трудностями сталкиваются все основатели стартапов.
Идея 1. Люди подвержены стереотипам о стартап-мире, которые не соответствуют действительности
Компания Рэнда Фишкина Moz на момент написания книги приносила годовой доход в размере 45 млн долларов. Она была основана в 2004 году и выросла из чисто семейного бизнеса в крупную компанию, занимающуюся созданием удобных инструментов для маркетинга в интернете. Компания автора привлекала венчурные инвестиции, использовала разные популярные в среде стартапов методы, у неё бывали сложные времена, она выпускала неудачные продукты. На собственном опыте автор понял, что работает, а что нет. Несмотря на то что путь был полон трудностей, компанию автора можно назвать успешной. Большинство же новых начинаний ждет совсем иная судьба.
Молодых и амбициозных влечет успех Facebook, Airbnb, Google, они мечтают о миллионах и миллиардах, но статистика безжалостна. Автор приводит данные, согласно которым больше 75 процентов начинающих технологических компаний, привлекших венчурный капитал, так и не становятся прибыльными. Только 50 процентов компаний отметят свое четырехлетие и всего 5 процентов стартапов вернут инвесторам их инвестиции.
Кроме того, основателям стартапов не стоит мечтать о быстром обогащении, даже если удастся привлечь крупные инвестиции. Основатели стартапов, занимающие руководящие должности, обычно получают мало — даже меньше, чем обычные наемные специалисты в крупных компаниях. Такие условия устанавливают инвесторы, так как они хотят, чтобы основатели не почивали на лаврах, а работали над повышением стоимости компании. Им просто невыгодно, чтобы основатель стартапа получал много. Так, в компании автора его зарплата СЕО долгое время была меньше, чем зарплата обычного IT-инженера в аналогичных компаниях его города.
И даже если основатель готов терпеть все лишения стадии развития стартапа, то нет никакой гарантии, что он сможет успешно увеличить стоимость своего бизнеса и найти покупателя на него. Это не только огромный труд — многое зависит просто от удачи.
Существует множество мифов и непосредственно об основателях стартапов. СМИ распространяют истории о людях, якобы сделавших себя сами, но, как показало исследование Калифорнийского университета в Беркли, большинство предпринимателей имели очень хорошие стартовые условия — привилегии и деньги. Еще один миф — юность основателей стартапов. Как показали исследования, возраст большинства основателей составляет около 35 лет.
Популярный совет молодым предпринимателям — следуй за страстью, делай то, что нравится. Да, страсть помогает на ранней стадии развития стартапа, но зацикленность на том, что любите вы, может помешать вам увидеть то, что хотят ваши клиенты. Основателю стартапа, если он берет на себя руководство, часто приходится делегировать то, что он любит, и заниматься тем, что не нравится, но необходимо, чтобы развивать бизнес — создавать и отлаживать бизнес-процессы, нанимать и увольнять людей, решать множество рутинных задач, задавать направление развития — все это может быть очень далеко от того, чем вам нравится заниматься. Основателю стартапа, который пришел в бизнес благодаря своей страсти, в какой-то момент нужно будет переключиться с того, что он любит делать, на то, что нужно делать, чтобы донести свои идеи до мира наилучшим образом.
Идея 2. Возможно, вам не стоит масштабировать бизнес
В стартап-мире бизнес, который не способен расти сумасшедшими темпами, считается устаревшим и неинтересным — если компания бьется над каждым заказом, то у нее очень ограниченные способности к масштабированию. Это справедливо в отношении традиционного сектора услуг — например, консалтингового бизнеса. С точки зрения стартап-мира, бизнес, который не может расти очень быстро и масштабироваться, не является перспективным. Тем не менее автор пришел к выводу, что такая позиция является однобокой и у бизнеса, который не масштабируется, тоже могут быть существенные преимущества. Нужно объективно посмотреть на плюсы и минусы разных моделей, чтобы сознательно выбрать тот путь, который больше подходит именно вам. Компания автора начинала именно как семейный консалтинговый бизнес и так привлекла первых клиентов.