Шарль де Костер
Шарль де Костер
1827−1879

Легенда об Уленшпигеле

1867
Краткое содержание романа
Читается за 10–15 мин
Оригинал — за 14−15 ч

Легенда об Улен­шпи­геле и Ламме Гудзаке, их приклю­че­ниях отважных, забавных и досто­славных во Фландрии и иных странах.

Книгу пред­ва­ряет «Преди­словие совы», в котором даётся двойное толко­вание имени «Улен­шпи­гель». По одной версии оно озна­чает «я — ваше зеркало», по другой — «сова и зеркало». Действие легенды проис­ходит во Фландрии в XVI в. В городе Дамме в семье уголь­щика Клааса рожда­ется сын — Тиль Улен­шпи­гель. Он вырас­тает весёлым и озорным парнем, и часто проказы его далеко не безобидны. Как-то в компании Улен­шпи­гель заяв­ляет, что заупо­койные молитвы выгодны только попам, а один из присут­ство­вавших доносит на него и обви­няет его в ереси. Улен­шпи­геля изго­няют из Фландрии на три года, в течение которых он должен совер­шить палом­ни­че­ство в Рим и полу­чить у папы отпу­щение грехов. В Дамме оста­ются опеча­ленные роди­тели, Клаас и Сооткин. Но больше всех печа­лится подружка Тиля, Неле, дочь доброй колдуньи Катлины. Родив­шийся в одно время с Улен­шпи­гелем король Филипп II растёт болез­ненным, изне­женным и жестоким. Увидев, что Филипп сжёг на костре свою ручную обезьянку, импе­ратор Карл хочет нака­зать сына, но за него всту­па­ется архи­епи­скоп: «Его высо­че­ство в один прекрасный день станет великим сожи­га­телем еретиков». И действи­тельно, на цветущей земле Фландрии один за другим заго­ра­ются костры, с помощью которых церковь охра­няет свою чистоту от еретиков. Катлину обви­няют в том, что она навела порчу на сосед­скую корову (на самом деле Катлина просто не сумела её выле­чить). Ее подвер­гают пыткам, от которых она повре­жда­ется в уме. Улен­шпи­гель, пробыв поло­женный срок в изгнании, пере­про­бовав массу занятий, лукавя и плутуя, полу­чает отпу­щение грехов и возвра­ща­ется в Дамме. Нака­нуне его возвра­щения Клаас посажен в тюрьму по обви­нению в ереси. На него донёс сосед, стар­шина рыбников Иост Грейп­стювер, поза­рив­шись на присланные Клаасу братом деньги. Клааса сжигают на костре. После его смерти Сооткин и Улен­шпи­гель приходят на место казни и берут немного пепла — оттуда, где на месте сердца пламя выжгло глубокую дыру. Сооткин шьёт мешочек из крас­ного и чёрного шелка, и Улен­шпи­гель с тех пор носит его на шее, время от времени повторяя: «Пепел Клааса бьётся о мою грудь». Вдову и сына казнён­ного подвер­гают пыткам, чтобы узнать, где спря­таны деньги, но те молчат.

Катлине, умастив­шейся чудо­дей­ственной мазью, откры­ва­ется видение: угольщик Клаас и импе­ратор Карл пред­стают перед Христом, воссе­да­ющим на престоле звёздном. Душу труже­ника Клааса матерь Божья возносит в самую высокую из горных обителей, и там, омытый анге­лами, он стано­вится юным и прекрасным. А душа импе­ра­тора Карла, жесто­кого деспота и тирана, разо­ри­теля своей страны, отправ­ля­ется в ад.

Катлину по ночам посе­щает любовник, «чёрный бес», как она его назы­вает. Свой приход он возве­щает криком орлана. Бес вымо­гает у Катлины деньги, и однажды она прого­ва­ри­ва­ется ему, что деньги Сооткин и Улен­шпи­геля спря­таны у колодца. В эту же ночь, опоив Катлину снотворным, любовник убивает собаку и крадёт деньги. От горя Сооткин заболе­вает и умирает. Улен­шпи­гель хочет отомстить рыбнику, но, встретив его, увидев, насколько тот мерзок и жалок, бросает его в канал. Улен­шпи­гель приходит к Катлине за советом. «Пепел Клааса бьётся о мою грудь, я хочу спасти землю Фландр­скую, — говорит Тиль. — Я спра­шивал Творца неба и земли, но он мне ничего не ответил». Катлина обещает ему помочь, но при условии, что девушка, которая его любит, возьмёт его с собой на шабаш весенних духов, «на Пасху соков земли». Выпив чудо­дей­ственной жидкости, Неле и Улен­шпи­гель присут­ствуют на весеннем празд­не­стве духов. Духи обна­ру­жи­вают смертных и пере­ки­ды­вают их один другому, пока те не оказы­ва­ются перед престолом паря. Улен­шпи­гель находит в себе хлад­но­кровие и муже­ство расска­зать, что привело его сюда желание спасти свой истер­занный край. В ответ парь и царица духов, а за ними и все остальные начи­нают петь, и из их песни следует, что Улен­шпи­гелю «в смерти, в крови, в разрухе, в слезах» следует искать Семерых. Улен­шпи­гель и Неле не в силах понять смысл песни, и безжа­лостная рука одного из духов сбра­сы­вает их в пропасть. Тиль приходит в себя и видит лежащую рядом Неле.

Улен­шпи­гель уходит на поиски Семерых. Попут­чиком его стано­вится добро­душный толстяк, люби­тель вкусно поесть и выпить, Ламме Гудзак, разыс­ки­ва­ющий оста­вившую его жену. Неле прово­жает Улен­шпи­геля и никак не может расстаться с ним.

Король Филипп учре­ждает в Нидер­ландах испан­скую инкви­зицию. По всей стране зани­ма­ется огонь народ­ного гнева. Восставшие за неза­ви­си­мость именуют себя «гёзами», то есть нищими. Улен­шпи­гель и Ламме присо­еди­ня­ются к гёзам. Улен­шпи­гель всюду, где только может, сеет бурю и подни­мает народ против палачей, терза­ющих родимый край. Герцог Альба со своими войсками лютует. Уже казнены граф Эгмонт и граф Горн. Принц Оран­ский, по прозвищу Молча­ливый, наби­рает войско. Улен­шпи­гель вербует для него солдат. Идя мимо развалин, всюду видя кровь и слезы, он теря­ется в догадках, кто же спасёт его родину. А Филипп не находит себе места от тоски и злобы. Его не утешают даже мысли о тех временах, когда он сосре­до­точит в своих руках власть над всей Европой. Он расправ­ля­ется со своим сыном, со своей женой, с придвор­ными, не испы­тывая ни радости, ни горя.

Улен­шпи­гель делит с войском Молча­ли­вого победы и пора­жения. Однажды он говорит о себе: «Я родом из прекрасной Фландрии <…> Я и живо­писец, и крестьянин, я и дворянин, я и ваятель. И стран­ствую по белу свету, славя все доброе и прекрасное, а над глупо­стью хохоча до упаду». Но Улен­шпи­гель ещё и вмеши­ва­ется в ход событий, карая злодеев и помогая обиженным. Он выводит на чистую воду продаж­ного Спелле, погу­бив­шего множе­ство людей, в том числе брата девушки Боолкин, Михиль­кина. Мысли Улен­шпи­геля часто возвра­ща­ются к Неле и к родному городу Дамме. В это время в окрест­но­стях города появ­ля­ется оборо­тень, волк-чело­ве­ко­убийца. Однажды от него еле спас­лась Катлина. Оказав­шись в Дамме, Улен­шпи­гель решает поймать оборотня и ставит на него капкан. Убийцей, обиравшим свои жертвы, оказы­ва­ется тот же рыбник, Иост Грейп­стювер, что когда-то погубил Клааса. Он «пере­ку­сывал» шеи тем, кого ему удава­лось подсте­речь, при помощи вафель­ницы с длин­ными острыми зубьями по бокам. Рыбника судят и приго­ва­ри­вают к сожжению. Король Филипп развле­ка­ется, играя на «клаве­сине», ящике с кошками. Когда король ударял по клавише, она колола кошку, и животное мяукало и пищало от боли. Но король не смеялся, как не смеялся и подсылая убийц, как не смеялся, удовле­творяя своё сладо­стра­стие.

Тиль Улен­шпи­гель и Ламме Гудзак начи­нают служить на корабле адми­рала Долго­вя­зого. А в Дамме Катлина узнает своего возлюб­лен­ного, «чёрного беса», в свите нового намест­ника города. Тот отре­ка­ется от неё, но Неле расска­зы­вает во всеуслы­шание о связи Катлины и Ганса, как его зовёт бедная умали­шённая, и о том, что он убил своего прия­теля Гилберта возле гатей. Наместник задер­жи­вает Иооса Даммана, он же Ганс, он же возлюб­ленный бес Катлины. Катлина, думая, что помо­гает Гансу, находит зако­панное тело. Ее тоже заклю­чают в тюрьму и, как и Даммана, подвер­гают пыткам. Неле приносит в суд найденное ею письмо Даммана Катлине, а ещё одно его письмо обна­ру­жено в сумке покой­ного Гилберта. Даммана признают виновным — ив колдов­стве, и в убий­стве. Его сжигают на костре. Катлину же подвер­гают испы­танию водой в канале. Она тонет, то есть оказы­ва­ется не ведьмой, но после того, как её без чувств, зако­че­невшую, вытас­ки­вают из воды, не может опра­виться и на третий день умирает. Осиро­тевшая Неле пере­би­ра­ется в Голландию.

Улен­шпи­гель стано­вится искусным кано­ниром и отличным воином. Он ловок и неутомим. «У меня нет тела, у меня есть только дух, — отве­чает Тиль на расспросы, — а моя подруга Неле похожа на меня. Дух Фландрии, Любовь Фландрии — мы никогда не умрём». Улен­шпи­гель засту­па­ется за монахов, которых должны были отпу­стить, после того как они сдались, но не отпу­стили. «Слово солдата — закон», — заяв­ляет он и стоит на своём, хотя заступ­ни­че­ство чуть не стоит ему жизни. От висе­лицы Улен­шпи­геля спасает Неле, объявив, что берет его в мужья — по местным обычаям это возможно. Она стано­вится свирель­щицей на корабле, где служит Улен­шпи­гель. Гёзы терпят ряд неудач. Неле, Улен­шпи­гель и Ламме попа­дают в плен и вместе с другими заклю­чены в бывшем мона­стыре. Но плен­ников осво­бож­дают, и Улен­шпи­гель с Неле и Ламме возвра­ща­ются на корабль. Ламме делают кора­бельным коком. Улен­шпи­гель назначен капи­таном корабля. Победа вновь улыба­ется гёзам. В одной из стычек гёзы берут в плен толстого монаха. Ламме начи­нает откарм­ли­вать монаха, который скоро стано­вится толще, чем он сам. Ламме ранен в бедро. И тут его наве­щает и пере­вя­зы­вает ему рану жена, которую он так долго искал. Она объяс­няет, что оста­вила Ламме, послу­шав­шись призывов одного монаха, скло­няв­шего женщин к безбрачию. Это тот самый монах, кото­рого Ламме откарм­ли­вает. Ламме с вернув­шейся к нему Каллекен проща­ются с гёзами и остав­ляют корабль.

Созванные в Гааге Гене­ральные Штаты низла­гают короля Филиппа. Нидер­ланды стано­вятся свобод­ными. А вскоре наёмный убийца всажи­вает три пули в грудь принца Оран­ского. Улен­шпи­гель и Неле уходят из флота. Они не утра­тили ни юности, ни силы, ни красоты, ибо любовь и дух Фландрии не стареют. Улен­шпи­гель стано­вится сторожем и началь­ником башни Веере. Однажды Неле и Улен­шпи­гель снова умаща­ются волшебным снадо­бьем и видят преоб­ра­жённых Семерых. Гордыня стала Благо­родной гордо­стью, Скупость преоб­ра­зи­лась в Береж­ли­вость, Гнев — в Живость, Чрево­угодие — в Аппетит, Зависть — в Сорев­но­вание, Лень — в Мечту поэтов и мудрецов. А воссе­давшая на козе Похоть превра­ти­лась в Любовь. Очнув­шись, Неле в ужасе видит, что Улен­шпи­гель не приходит в себя. Оказав­шиеся непо­да­лёку бурго­мистр и священник с радостным криком: «Слава Богу! Великий Гёз умер!» — броса­ются хоро­нита Тиля. Могила засы­пана, священник читает заупо­койную молитву, но вдруг песок шеве­лится и Улен­шпи­гель встаёт из могилы.

«Никому не удастся похо­ро­нить Улен­шпи­геля, дух нашей Фландрии, и Неле, сердце ее! Фландрия тоже может уснуть, но умереть она никогда не умрёт! Пойдём, Неле!» — с этими словами Улен­шпи­гель, обняв Неле, уходит.  Пересказала В. С. Кулагина-Ярцева

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 848 с.
Рассказать друзьям:
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Читайте также

Михаил Юрьевич Лермонтов
Лермонтов
Мцхет — древняя столица Грузии, осно­ванная там, «где, сливаяся, шумят, / Обняв­шись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры»...
Николай Лесков
Лесков
Кате­рина Львовна, «по наруж­ности женщина очень приятная», живёт в зажи­точном доме купца Измай­лова со вдовым свёкром Борисом Тимо­фе­е­вичем и немо­лодым мужем Зино­вием Бори­со­вичем...
Вашингтон Ирвинг
Ирвинг
На восточном берегу Гудзона, в глубине одной из бухт, стоит деревня, невда­леке от неё есть лощина, которую за её тишину и безмя­теж­ность, а также за флег­ма­тичный нрав её обита­телей прозвали Сонной...
Что непонятно? Что упущено? Что можно улучшить? Все отзывы читаем, публикуем только полезные и интересные.