Иллюстрация А. Веркау

Виктор Астафьев
Виктор Астафьев
1924−2001

Царь-рыба

1976
Краткое содержание повести
Читается за 4 мин
Оригинал — за 10−11 ч

Игна­тьич — главный герой новеллы. Этого чело­века уважают одно­сель­чане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и смет­ли­вость. Это самый зажи­точный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помо­гает людям, но в его поступках нет искрен­ности. Не скла­ды­ва­ются у героя новеллы добрые отно­шения и со своим братом.

В селе Игна­тьич изве­стен как самый удач­ливый и умелый рыбак. Чувству­ется, что он в избытке обла­дает рыбацким чутьём, опытом предков и собственным, обре­тённым за долгие годы. Свои навыки Игна­тьич часто исполь­зует во вред природе и людям, так как зани­ма­ется брако­ньер­ством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богат­ствам реки непо­пра­вимый урон, он сознаёт неза­кон­ность и небла­го­вид­ность своих поступков, боится «сраму», который может его постиг­нуть, если брако­ньера в темноте подка­ра­улит лодка рыбнад­зора. Застав­ляла же Игна­тьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба похо­дила на «доисто­ри­че­ского ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холод­но­стью, чего-то таили в себе». Игна­тьича пора­жают размеры осетра, вырос­шего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удив­ле­нием назы­вает его «загадкой природы». С самого начала, с того момента, как увидел Игна­тьич царь-рыбу, что-то «зловещее» пока­за­лось ему в ней, и позже понял, что «одному не совла­дать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с меха­ником вытес­нила всепо­гло­ща­ющая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игна­тьич в эту минуту даже сам усты­дился своих чувств. Но через неко­торое время «жадность он почёл азартом», а желание поймать осетра оказа­лось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заста­вившая Игна­тьича поме­риться силами с таин­ственным суще­ством. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попа­да­ется раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игна­тьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...». Вскоре неза­дач­ливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крюч­ками, впив­ши­мися в тела Игна­тьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осётр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в чело­веке человек». Игна­тьич и царь-рыба «повя­за­лись одной долей». Их обоих ждёт смерть. Страстное желание жить застав­ляет чело­века рваться с крючков, в отча­янии он даже заго­ва­ри­вает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игна­тьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы пере­бо­роть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..»

Игна­тьич чувствует, что поги­бает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласко­вости холодной рыбы. Он понял: осётр жмётся к нему потому, что их обоих ждёт смерть. В этот момент человек начи­нает вспо­ми­нать своё детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспо­ми­наний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с брако­ньер­ством. Игна­тьич начи­нает пони­мать, что звер­ский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжёлым грузом. Вспом­нился герою новеллы и старый дед, настав­лявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варна­че­ство — не вяжи­тесь с царью-рыбой, попа­дётся коды — отпу­ш­шайте сразу».

Слова деда и застав­ляют аста­фьев­ского героя заду­маться над своим прошлым. Какой же грех совершил Игна­тьич? Оказа­лось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надру­гав­шись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправ­дания. Игна­тьич понял, что этот случай с царь-рыбой — нака­зание за его дурные поступки.

Обра­щаясь к Богу, Игна­тьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее... её-еээээ... Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба осво­бож­да­ется от крюков и уплы­вает в родную стихию, унося в теле «десятки смер­тельных уд». Игна­тьичу сразу стано­вится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мёртвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искуп­ление всех грехов и начало новой жизни.

На обложке: Иллюстрация А. Веркау
Рассказать друзьям:
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Читайте также

Валентин Распутин
Распутин
Просто­явшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матёра пови­дала на своём веку всякое. «Мимо неё подни­ма­лись в древ­ности вверх по Ангаре боро­датые казаки ставить Иркут­ский острог; ...
Виктор Астафьев
Астафьев
Лет пятна­дцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живёт в нем и жжёт сердце. «Может, все дело в её удру­ча­ющей обыден­ности, в её обез­ору­жи­ва­ющей простоте?..
Виктор Астафьев
Астафьев
Соро­ка­двух­летний Леонид Сошнин, бывший опера­тивник уголов­ного розыска, возвра­ща­ется из мест­ного изда­тель­ства домой, в пустую квар­тиру, в самом дурном распо­ло­жении духа.  ...
Что непонятно? Что упущено? Что можно улучшить? Все отзывы читаем, публикуем только полезные и интересные.