Фёдор Михайлович Достоевский
Ф. М. Достоевский
1821−1881

Братья Карамазовы

1881
Краткое содержание романа
Читается за 15–20 мин
Оригинал — за 30−31 ч

Действие проис­ходит в провин­ци­альном городке Ското­при­го­ньевске в 1870-е гг. В мона­стыре, в скиту знаме­ни­того старца Зосимы, извест­ного подвиж­ника и цели­теля, соби­ра­ются для выяс­нения своих семейных имуще­ственных дел Кара­ма­зовы — отец Федор Павлович и сыновья — старший Дмитрий и средний Иван. На этом же собрании присут­ствуют и младший брат Алеша, послушник у Зосимы, а также ряд других лиц — родственник Кара­ма­зовых богатый помещик и либерал Миусов, семи­на­рист Ракитин и несколько духовных лиц. Повод — спор Дмитрия с отцом о наслед­ственных отно­ше­ниях. Дмитрий считает, что отец должен ему крупную сумму, хотя очевидных юриди­че­ских прав у него нет. Федор же Павлович, дворянин, помещик из мелких, бывший прижи­вальщик, злой и обид­чивый, денег давать сыну вовсе не соби­ра­ется, а согла­ша­ется на встречу у Зосимы скорее из любо­пыт­ства. Отно­шения Дмитрия с отцом, который никогда особой заботы о сыне не проявлял, напря­жены не только из-за денег, но и из-за женщины — Грушеньки, в которую оба страстно влюб­лены. Дмитрий знает, что у похот­ли­вого старика для неё приго­тов­лены деньги, что он готов даже жениться, если та согла­сится.

Встреча в скиту пред­став­ляет сразу почти всех главных героев. Страстный поры­ви­стый Дмитрий способен на опро­мет­чивые поступки, в которых потом сам же глубоко раска­и­ва­ется. Умный, зага­дочный Иван муча­ется вопросом о суще­ство­вании Бога и бессмертия души, а также ключевым для романа вопросом — все дозво­лено или не все? Если есть бессмертие, то не все, а если нет, то умный человек может устро­иться в этом мире как ему забла­го­рас­су­дится, — такова альтер­на­тива. Федор Павлович — циник, сладо­страстник, скан­да­лист, коме­диант, стяжа­тель, всем своим видом и действиями вызы­вает у окру­жа­ющих, в том числе и у собственных сыновей, омер­зение и протест. Алеша — юный праведник, чистая душа, болеет за всех, особенно же за братьев.

Ничего из этой встречи, кроме скан­дала, за которым после­дуют ещё многие, не проис­ходит. Однако мудрый и прони­ца­тельный старец Зосима, остро чувству­ющий чужую боль, находит слово и жест для каждого из участ­ников встречи. Перед Дмит­рием он стано­вится на колени и кланя­ется до земли, как бы пред­чув­ствуя его будущее стра­дание, Ивану отве­чает, что вопрос ещё не решён в его сердце, но если не решится в сторону поло­жи­тельную, то не решится и в сторону отри­ца­тельную, и благо­слов­ляет его. Федору Павло­вичу он заме­чает, что все его шутов­ство от того, что он стыдится себя. От утом­лён­ного старца большая часть участ­ников встречи по пригла­шению игумена пере­ходит в трапезную, но там же неожи­данно появ­ля­ется с обли­ча­ю­щими монахов речами и Федор Павлович. После очеред­ного скан­дала все разбе­га­ются.

Старец после ухода гостей благо­слов­ляет Алешу Кара­ма­зова на великое послу­шание в миру, нака­зывая ему быть рядом с братьями. Следуя настав­лению старца, Алеша направ­ля­ется к отцу и встре­чает прячу­ще­гося в соседнем с отцов­ской усадьбой саду брата Дмитрия, который сторожит здесь свою возлюб­ленную Грушеньку, если та, соблаз­нённая день­гами, все-таки решится прийти к Федору Павло­вичу. Здесь, в старинной беседке, Дмитрий востор­женно испо­ве­ду­ется Алеше. Ему, Дмитрию, случа­лось погру­жаться в самый глубокий позор разврата, но в этом-то позоре он начи­нает чувство­вать связь с Богом, ощущать великую радость жизни. Он, Дмитрий, сладо­страстное насе­комое, как и все Кара­ма­зовы, а сладо­стра­стие — буря, большие бури. В нем живёт идеал Мадонны, как и идеал содом­ский. Красота — страшная вещь, говорит Дмитрий, тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Расска­зы­вает Дмитрий Алеше и о своих отно­ше­ниях с Кате­риной Ивановной, благо­родной девицей, отца которой он когда-то спас от позора, ссудив его недо­ста­ю­щими для отчёта в казённой сумме день­гами. Он пред­ложил, чтобы сама гордая девушка пришла к нему за день­гами, та явилась, униженная, готовая ко всему, но Дмитрий повёл себя как благо­родный человек, дал ей эти деньги, ничего взамен не потре­бовав. Теперь они счита­ются женихом и неве­стой, но Дмитрий увлечён Грушенькой и даже прокутил с ней на посто­ялом дворе в селе Мокрое три тысячи, данные ему Кате­риной Ивановной для отсылки сестре в Москву. Он считает это главным своим позором и как честный человек должен всю сумму непре­менно вернуть. Если же Грушенька придёт к старику, то Дмитрий, по его словам, ворвётся и поме­шает, а если... то и убьёт старика, кото­рого люто нена­видит. Дмитрий просит брата сходить к Кате­рине Ивановне и сказать ей, что он кланя­ется, но больше не придёт.

В доме отца Алеша застаёт за коньячком Федора Павло­вича и брата Ивана, забав­ля­ю­щихся рассуж­де­ниями лакея Смер­дя­кова, сына бродяжки Лиза­веты и, по неко­торым пред­по­ло­же­ниям, Федора Павло­вича. А вскоре внезапно врыва­ется Дмитрий, кото­рому пока­за­лось, что пришла Грушенька. В ярости он изби­вает отца, но убедив­шись, что ошибся, убегает. Алеша же направ­ля­ется по его просьбе к Кате­рине Ивановне, где неожи­данно застаёт Грушеньку. Кате­рина Ивановна ласково обха­жи­вает её, пока­зывая, что заблуж­да­лась, считая её продажной, а та медо­то­чиво ей отве­чает. В конечном счёте все опять закан­чи­ва­ется скан­далом: Грушенька, соби­раясь было поце­ло­вать ручку Кате­рины Ивановны, внезапно демон­стра­тивно отка­зы­ва­ется это сделать, оскорбив сопер­ницу и вызвав её ярость.

На следу­ющий день Алеша, пере­но­чевав в мона­стыре, снова идёт по мирским делам — сначала к отцу, где выслу­ши­вает очередную испо­ведь, теперь уже Федора Павло­вича, который жалу­ется ему на сыновей, а про деньги говорит, что они ему самому нужны, потому что он пока все-таки мужчина и хочет ещё лет двадцать на этой линии состоять, что в скверне своей до конца хочет прожить и Грушеньку Дмитрию не уступит. Сплет­ни­чает он Алеше и про Ивана, что тот у Дмитрия невесту отби­вает, потому что сам в Кате­рину Ивановну влюблён.

По пути Алеша видит школь­ников, броса­ющих камни в малень­кого одино­кого маль­чика. Когда Алеша подходит к нему, тот сначала бросает в него камнем, а потом больно кусает за палец. Этот мальчик — сын штабс-капи­тана Снеги­рева, который недавно был унизи­тельно вытащен за бороду из трак­тира и избит Дмит­рием Кара­ма­зовым за то, что имел какие-то вексельные дела с Федором Павло­вичем и Грушенькой.

В доме Хохла­ковой Алеша застаёт Ивана и Кате­рину Ивановну и стано­вится свиде­телем очеред­ного надрыва: Кате­рина Ивановна объяс­няет, что она будет верна Дмитрию, будет «сред­ством для его счастья», и спра­ши­вает мнение Алеши, который просто­душно объяв­ляет, что она вовсе не любит Дмитрия, а только уверила себя в этом. Иван сооб­щает, что уезжает надолго, потому что не хочет сидеть «подле надрыва», и добав­ляет, что Дмитрий ей нужен, чтобы созер­цать беспре­рывно свой подвиг верности и упре­кать его в невер­ности.

С двумя сотнями рублей, данными ему Кате­риной Ивановной для постра­дав­шего от рук Дмитрия штабс-капи­тана Снеги­рева, Алеша направ­ля­ется к нему. Пона­чалу капитан, отец боль­шого семей­ства, живу­щего в крайней нищете и болезнях, юрод­ствует, а затем, расчув­ство­вав­шись, испо­ве­ду­ется Алеше. Он прини­мает от него деньги и вдох­но­венно пред­став­ляет, что теперь сможет осуще­ствить.

Затем Алеша снова посе­щает госпожу Хохла­кову и душевно бесе­дует с её дочерью Лизой, болез­ненной и экспан­сивной девочкой, которая напи­сала ему недавно о своей любви и решила, что Алеша должен на ней непре­менно жениться. Спустя короткое время она призна­ется Алеше, что хотела бы быть истер­занной — например, чтоб на ней жени­лись и потом бросили. Она описы­вает ему страшную сцену истя­зания распя­того ребёнка, вооб­ражая, что сама сделала это, а потом села напротив и стала есть ананасный компот, «Бесёнок» — назовёт её Иван Кара­мазов.

Алеша направ­ля­ется в трактир, где, как стало ему известно, нахо­дится брат Иван. В трак­тире проис­ходит одна из ключевых сцен романа — свидание двух «русских маль­чиков», которые если сойдутся, то тут же начи­нают о мировых веко­вечных вопросах. Бог и бессмертие — один из них. Иван приот­кры­вает свою тайну, отвечая на неза­данный, но чрез­вы­чайно инте­ре­су­ющий Алешу вопрос, «каково ты веруешь?».

В нем, Иване, есть кара­ма­зов­ская жажда жизни, он любит жизнь вопреки логике, ему дороги клейкие весенние листочки. И он не Бога не прини­мает, а мира Божьего, полного безмерных стра­даний. Он отка­зы­ва­ется согла­ситься с гармо­нией, в осно­вании которой слезинка ребёнка. Он выкла­ды­вает Алеше «фактики», свиде­тель­ству­ющие о вопи­ющей людской жесто­кости и детском стра­дании. Иван пере­ска­зы­вает Алеше свою поэму «Великий инкви­зитор», действие которой проис­ходит в шест­на­дцатом столетии в испан­ском городе Севилья. Девя­но­сто­летний кардинал зато­чает в тюрьму второй раз сошед­шего на землю Христа и во время ночной встречи изла­гает Ему свой взгляд на чело­ве­че­ство. Он убеждён, что Христос идеа­ли­зи­ровал его и что оно недо­стойно свободы. Выбор между добром и злом — мука для чело­века. Великий инкви­зитор с сорат­ни­ками решают испра­вить дело Христово — побо­роть свободу и самим устроить чело­ве­че­ское счастье, превратив чело­ве­че­ство в послушное стадо. Они берут на себя право распо­ря­жаться чело­ве­че­ской жизнью. Инкви­зитор ждёт ответа от Христа, но тот только молча целует его.

Расстав­шись с Алешей, Иван по пути домой встре­чает Смер­дя­кова, и между ними проис­ходит реша­ющий разговор. Смер­дяков сове­тует Ивану ехать в деревню Чермашню, где старик продаёт рощу, он наме­кает на то, что в его отсут­ствие с Федором Павло­вичем может произойти все, что угодно. Иван обозлён смер­дя­ков­ской нагло­стью, но в то же время и заин­три­гован. Он дога­ды­ва­ется, что от его решения многое сейчас зависит. Он решает ехать, хотя по пути изме­няет маршрут и направ­ля­ется не в Чермашню, а в Москву.

Между тем умирает старец Зосима. Все ждут после смерти правед­ника чуда, а вместо этого очень скоро появ­ля­ется запах тления, что произ­водит смуту в душах. Смущён и Алеша. В таком настро­ении уходит он из мона­стыря в сопро­вож­дении семи­на­риста-атеиста Раки­тина, интри­гана и завист­ника, который ведёт его в дом к Грушеньке. Хозяйку они находят в тревожном ожидании какой-то вести. Обра­до­ванная приходу Алеши, она сначала ведёт себя как кокетка, садится ему на колени, но, узнав про смерть Зосимы, резко меня­ется. В ответ на Алешины тёплые слова и то, что он её, грешную, назы­вает сестрой, Грушенька отта­и­вает сердцем и посвя­щает его в свои терзания. Она ждёт весточки от своего «бывшего», который когда-то соблазнил её и бросил. Много лет она лелеяла мысль о мщении, а теперь готова поползти, как соба­чонка. И действи­тельно, сразу после полу­чения весточки она мчится на зов «бывшего» в Мокрое, где тот оста­но­вился.

Алеша, умиро­тво­рённый, возвра­ща­ется в мона­стырь, молится возле гроба Зосимы, слушает чтение отцом Паисием Еван­гелия о браке в Кане Гали­лей­ской, и ему, задре­мав­шему, чудится старец, который хвалит его за Грушеньку. Сердце Алеши все больше напол­ня­ется восторгом. Очнув­шись, выходит он из кельи, видит звезды, золотые главы собора и повер­га­ется в радостном исступ­лении на землю, обни­мает и целует её, душой прикос­нув­шись к мирам иным. Простить ему хочется всех и у всех прощения просить. Что-то твёрдое и незыб­лемое входит в его сердце, преоб­ражая его.

В это время Дмитрий Кара­мазов, терза­емый ревно­стью к отцу из-за Грушеньки, мечется в поисках денег. Он хочет увезти её и начать вместе с ней где-нибудь добро­де­тельную жизнь. Нужны ему деньги и для того, чтобы возвра­тить долг Кате­рине Ивановне. Он идёт к покро­ви­телю Грушеньки, бога­тому купцу Кузьме Самсо­нову, пред­лагая за три тысячи свои сомни­тельные права на Чермашню, а тот в насмешку посы­лает его к купцу Горст­кину (он же Лягавый), торгу­ю­щему у Федора Павло­вича рощу. Дмитрий мчится к Горст­кину, находит его спящим, всю ночь ухажи­вает за ним, чуть не угоревшим, а утром, пробу­див­шись после недол­гого забытья, застаёт мужика безна­дёжно пьяным. В отча­янии Дмитрий направ­ля­ется к Хохла­ковой одол­жить денег, та же пыта­ется вдох­но­вить его идеей золотых приисков.

Потеряв время, Дмитрий спохва­ты­ва­ется, что, может, упустил Грушеньку, и, не найдя её дома, крадётся к отцов­скому дому. Он видит отца одного, в ожидании, но сомнение не поки­дает его, так что он произ­водит секретный условный стук, кото­рому научил его Смер­дяков, и, убедив­шись, что Грушеньки нет, бежит прочь. В этот момент и заме­чает его вышедший на крыльцо своего домика камер­динер Федора Павло­вича Григорий. Он броса­ется за ним и насти­гает, когда тот пере­ле­зает через забор. Дмитрий бьёт его захва­ченным в доме Грушеньки пестиком. Григорий падает, Дмитрий спры­ги­вает к нему посмот­реть, жив ли он, и выти­рает ему окро­вав­ленную голову носовым платком.

Затем он снова бежит к Грушеньке и уже там доби­ва­ется от служанки правды. Дмитрий с внезапно оказав­шейся в его руках пачкой сторублёвых кредиток направ­ля­ется к чинов­нику Перхо­тину, кото­рому совсем недавно за десять рублей заложил писто­леты, чтобы вновь выку­пить их. Здесь он немного приводит себя в порядок, хотя весь вид его, кровь на руках и одежде, а также зага­дочные слова возбуж­дают у Перхо­тина подо­зрения. В соседней лавке Дмитрий зака­зы­вает шампан­ское и прочие яства, веля доста­вить их в Мокрое. И сам, не дожи­даясь, скачет туда на тройке.

На посто­ялом дворе он застаёт Грушеньку, двух поляков, симпа­тич­ного моло­дого чело­века Калга­нова и поме­щика Макси­мова, развле­ка­ю­щего всех своим шутов­ством. Грушенька встре­чает Дмитрия с испугом, но затем раду­ется его приезду. Тот робеет и заис­ки­вает перед ней и перед всеми присут­ству­ю­щими. Разговор не клеится, тогда зате­ва­ется партия в карты. Дмитрий начи­нает проиг­ры­ваться, а потом, видя заго­рев­шиеся глаза вошедших в азарт панов, пред­ла­гает «бывшему» деньги, чтобы тот отсту­пился от Грушеньки. Внезапно обна­ру­жи­ва­ется, что поляки подме­нили колоду и за игрой мухлюют. Их выводят и запи­рают в комнате, начи­на­ется гулянье — пир, песни, пляски... Грушенька, захмелев, вдруг пони­мает, что только одного Дмитрия и любит и теперь связана с ним навечно.

Вскоре в Мокром появ­ля­ются исправник, следо­ва­тель и прокурор. Дмитрия обви­няют в отце­убий­стве. Он поражён — ведь на его совести только кровь слуги Григория, а когда ему сооб­щают, что слуга жив, то он сильно вооду­шев­ля­ется и с готов­но­стью отве­чает на вопросы. Выяс­ня­ется, что не все деньги Кате­рины Ивановны были им растра­чены, а только часть, остальная же была зашита в мешочек, который Дмитрий носил на груди. В этом была его «великая тайна». В том был и позор для него, роман­тика в душе, проявив­шего неко­торую осмот­ри­тель­ность и даже расчёт­ли­вость. Именно это признание даётся ему с наибольшим трудом. Следо­ва­телю же понять это вовсе не под силу, а прочие факты свиде­тель­ствуют против Дмитрия.

Во сне Митя видит плачущее в тумане дитё на руках измож­дённой бабы, он все домо­га­ется узнать, почему оно плачет, почему не кормят его, почему голая степь и почему не поют радостных песен.

Великое, никогда не бывалое умиление подни­ма­ется в нем, и хочется ему что-то сделать, хочется жить и жить, и в путь идти «к новому зову­щему свету».

Вскоре выяс­ня­ется, что убил Федора Павло­вича лакей Смер­дяков, притво­ряв­шийся разбитым падучей. Как раз в тот момент, когда старик Григорий лежал без сознания, он вышел и, маня Федора Павло­вича Грушенькой, заставил отпе­реть дверь, несколько раз ударил по голове пресс-папье и забрал из извест­ного только ему места роковые три тысячи. Теперь уже действи­тельно больной Смер­дяков сам расска­зы­вает обо всем посе­тив­шему его Ивану Кара­ма­зову, вдох­но­ви­телю преступ­ления. Ведь именно его идея вседоз­во­лен­ности произ­вела на Смер­дя­кова неиз­гла­димое впечат­ление. Иван не хочет признать, что преступ­ление было совер­шено с тайного его согласия и при его попусти­тель­стве, но муки совести так сильны, что он сходит с ума. Ему мере­щится черт, эдакий русский джентльмен в клет­чатых панта­лонах и с лорнетом, который насмеш­ливо выска­зы­вает собственные мысли Ивана, а тот пытает его, есть Бог или нет. Во время послед­него свидания со Смер­дя­ковым Иван говорит, что призна­ется во всем на пред­сто­ящем суде, и тот, расте­рянный, при виде нетвёр­дости так много значив­шего для него Ивана, отдаёт ему деньги, а потом веша­ется.

Кате­рина Ивановна вместе с Иваном Федо­ро­вичем строят планы побега Дмитрия в Америку. Однако между ней и Грушенькой продол­жа­ется сопер­ни­че­ство, Кате­рина Ивановна ещё не уверена, как она выступит на суде — вызво­ли­тель­ницей или погу­би­тель­ницей своего бывшего жениха. Дмитрий же во время свидания с Алешей выра­жает желание и готов­ность постра­дать и стра­да­нием очиститься. Судебный процесс начи­на­ется опросом свиде­телей. Свиде­тель­ства за и против пона­чалу не скла­ды­ва­ются в ясную картину, но, скорее, все-таки в пользу Дмитрия. Пора­жает всех выступ­ление Ивана Федо­ро­вича, который после мучи­тельных коле­баний сооб­щает суду, что убил пове­сив­шийся Смер­дяков, и в подтвер­ждение выкла­ды­вает пачку полу­ченных от него денег. Смер­дяков убил, говорит он, а я научил. Он бредит в горячке, обвиняя всех, его силой уводят, но сразу после этого начи­на­ется исте­рика Кате­рины Ивановны. Она предъ­яв­ляет суду доку­мент «мате­ма­ти­че­ской» важности — полу­ченное нака­нуне преступ­ления письмо Дмитрия, где тот грозится убить отца и взять деньги. Это пока­зание оказы­ва­ется реша­ющим. Кате­рина Ивановна губит Дмитрия, чтобы спасти Ивана.

Далее ярко, крас­но­ре­чиво и обсто­я­тельно высту­пают местный прокурор и известный столичный адвокат Фетю­кович. Оба умно и тонко рассуж­дают, рисуют картину россий­ской кара­ма­зов­щины, прони­ца­тельно анали­зи­руют соци­альные и психо­ло­ги­че­ские причины преступ­ления, убеждая, что обсто­я­тель­ства, атмо­сфера, среда и низкий отец, который хуже чужого обид­чика, не могли не подтолк­нуть к нему. Оба заклю­чают, что Дмитрий — убийца, хотя и невольный. Присяжные признают Дмитрия виновным. Дмитрия осуж­дают.

После суда Дмитрий заболе­вает нервной лихо­радкой. К нему приходит Кате­рина Ивановна и призна­ется, что Дмитрий навсегда оста­нется язвой в её сердце. И что хоть она любит другого, а он другую, все равно она и его, Дмитрия, будет любить вечно. И ему нака­зы­вает любить себя всю жизнь. С Грушенькой же они так и оста­ются непри­ми­рен­ными врагами, хоть Кате­рина Ивановна скрепя сердце и просит у той прощения.

Завер­ша­ется роман похо­ро­нами Илюшеньки Снеги­рева, сына капи­тана Снеги­рева. Алеша Кара­мазов призы­вает собрав­шихся у могилы маль­чиков, с кото­рыми подру­жился, посещая Илюшу во время его болезни, быть добрыми, чест­ными, никогда не забы­вать друг о друге и не бояться жизни, потому что жизнь прекрасна, когда дела­ется хорошее и прав­дивое.  Пересказал Е. А. Шкловский

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Рассказать друзьям:
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Читайте также

Фёдор Михайлович Достоевский
Достоевский
Конец 1867 года. Князь Лев Нико­ла­евич Мышкин приез­жает в Петер­бург из Швей­царии...
Фёдор Михайлович Достоевский
Достоевский
60-е годы XIX в. Бедный район Петер­бурга, примы­ка­ющий к Сенной площади и Екате­ри­нин­скому каналу. Летний вечер...
Фёдор Михайлович Достоевский
Достоевский
Действие романа проис­ходит в губерн­ском городе ранней осенью. О собы­тиях повест­вует хроникёр Г-в, который также явля­ется участ­ником описы­ва­емых событий...
Что непонятно? Что упущено? Что можно улучшить? Все отзывы читаем, публикуем только полезные и интересные.