Александрия Хронографическая

XIII в.
Краткое содержание романа
Читается за 13 минут

Средневековый роман об Александре Македонском (356–323 г. до н. э.) предлагает собственную версию деяний великого полководца древности, насыщая повествование самыми невероятными событиями. С самого начала автор убеждает читателя не верить тем, кто говорит, будто македонский царь Филипп — отец Александра. На самом деле отцом Александра является египетский царь и чародей Нектонав.

Египетские мудрецы рассказывают, что Нектонав утратил царское достоинство, занявшись волхвованием, однако тут же выясняется, что волхвование Нектонава представляло для государства большую ценность, поскольку Нектонав одолевал своих врагов с помощью колдовства, благодаря чему Египет жил в мире.

Автор «Александрии» подробно рассказывает, как волхвует Нектонав — как пускает лодочки в медной лохани, как манипулирует восковыми человечками. Но находятся в мире силы, превосходящие Нектонава: многие воинственные народы нападают на Египет, и тогда Нектонав понимает, что всё происходит по воле египетских богов, которой нужно подчиниться. Нектонав, видящий, что приходит конец его царству, бежит в Македонию, изменив свою внешность и прихватив золото.

После бегства Нектонава египтяне получают странное и пока непонятное им предсказание от обитающего в преисподней бога Серапиона: «Царь ваш бежавший снова вернётся в Египет, но не старым, а юным, и разгромит врагов ваших, персов». Так предсказывается судьба сына Нектонава — Александра Македонского. Слова Серапиона египтяне записывают на основании статуи своего бежавшего правителя.

Нектонав становится известным всей Македонии, предсказывая будущее, так что даже царица Олимпиада приходит к нему ночью за советом, когда её муж, македонский царь Филипп, отправляется на войну.

Видя красоту Олимпиады, Нектонав проникается к ней страстью и начинает так искусно ухаживать, что достигает желаемого. Его чародейство производит на Олимпиаду неизгладимое впечатление: Нектонав знает все тонкости своего ремесла — он сведущ в астрологии, составляет гороскопы, толкует сны и знамения, предказывает судьбу по ягнятам. Для гадания у Нектонава имеется специальная «дощечка», украшенная золотом с изображением солнца и планет из драгоценных камней, на которую дивится Олимпиада.

Оценив ситуацию, в которую попала Олимпиада (Филипп охладел к ней), Нектонав предсказывает, что она может вернуть расположение супруга, если родит сына от бога. Нектонав, по сути, разыгрывает перед Олимпиадой целое театральное действо: он убивает молодого барана, водружает на себя его рогатую голову. Взяв эбеновый жезл, Нектонав выходит в белоснежной одежде в спальню, где лежит на постели Олимпиада. В конце концов Олимпиаде до того нравится приходящий к ней, что она спрашивает Нектонава: «Придёт ли ещё ко мне этот бог, ибо очень он мне полюбился?»

Филипп в это время видит сон о том, что Олимпиада зачала от бога Амона и сын, родившийся от этой связи, отомстит в будущем за Филиппа.

Возвратившийся Филипп то радуется, то огорчается такому ходу событий, но явившийся ему в виде свистящего «великого змея». Нектонав убеждает царя в божественном происхождении Александра. Однако даже тогда Филипп размышляет — не знаю, что за бог — и Амон, и Аполлон, и Асклепий.

Исключительность Александра подчёркивается различными предсказаниями и знамениями, происходящими как до его рождения, так и во время него. Филиппу посылается знамение о судьбе Александра: он видит, как к нему на колени взлетает птица и оставляет яйцо, яйцо падает на землю и разбивается, оттуда выползает маленький змеёныш и несколько раз проползает вокруг яйца, пытаясь забраться обратно, но просовывает только голову и умирает. Философ Антифон объясняет Филиппу, что родившийся у него сын завоюет весь мир, но умрёт на чужбине (что и сбывается).

Видя новорождённого Александра, Филипп опять впадает в сложные чувства: он и хочет, и не хочет воспитывать его, однако останавливается на первом, — убеждённый в божественном происхождении Александра, а также в память об умершем сыне от первой жены.

Внешность Александра также исключительна: он не похож ни на отца, ни на мать, ни тем более на Филиппа; волосы его напоминают львиную гриву, один глаз чёрный, а другой — серый, зубы острые, как у змеи. Всем своим видом Александр напоминает опять-таки льва, он быстр в движениях и «светел» лицом. Позднее персы удивляются его невысокому росту.

Имя Александру даёт Филипп, который занимается его воспитанием. Александр получает блестящее образование (достаточно сказать, что философии его обучал сам Аристотель).

Уже в двенадцать лет Александр принимает участие в военных действиях Филиппа, которого считает своим отцом.

Однажды Александр просит Нектонава показать ему звёзды, когда же они выходят вечером из города, чтобы лучше рассмотреть небо, Александр сталкивает его вниз за то, что, как говорит он, Нектонав, не ведая земных дел, учит небесной премудрости. Перед смертью Нектонав открывает Александру тайну его рождения, и он, проникнувшись сыновьей любовью, относит его тело к Олимпиаде, которая только в тот момент окончательно понимает, что Нектонав победил её своим колдовством и являлся ей под видом бога Амона.

Однажды конюхи приводят к Филиппу необузданного жеребца-людоеда, Филипп велит заключить его в железную клетку и бросать ему на съедение преступников, осуждённых на смертную казнь. Вскоре Дельфийский оракул предсказывает Филиппу, что весь мир покорит тот, кто проедет по Пелле (столица Македонии) на коне, на котором есть воловья голова. Конь тот так и будет назван «Воловья голова» (в более привычной для нас традиции — Буцефал, или Букефал). Филипп, услышав предсказание, в недоумении размышляет о том, что это будет какой-то новый Геракл.

Когда Александру исполняется пятнадцать лет, он проходит мимо клетки, где содержится конь. Александр слышит страшное ржание, видит человеческие кости, разбросанные вокруг коня. Будущий великий полководец прогоняет сторожа, открывает клетку, берёт коня за гриву и укрощает его, после чего едет на нём по городу.

Конюх рассказывает Филиппу всё это. В радости Филипп целует Александра и передаёт ему слова Дельфийского оракула.

Как-то раз Александр отпрашивается у Филиппа в Пису на Олимпийские игры. Там он встречается с Николаем, сыном Арканьского царя. Николай затевает ссору и даже плюёт в лицо Александру. Воспитанный Александр удерживается от гнева, но обещает Николаю «умучить <…> до смерти». На состязании колесниц Николай благодаря хитрости Александра падает с разбившейся колесницы и умирает.

Когда Александр одерживает свои первые победы, Филипп «отпускает», т. е. фактически прогоняет от себя Олимпиаду и женится на Клеопатре. Но явившийся на свадьбу Филиппа Александр убивает сначала за дерзкие слова Лусия (или Лусию — в древнерусском тексте не совсем ясна форма имени), брата новой жены, изгоняет Клеопатру и приводит Филиппу Олимпиаду, при этом Александр торжественно провозглашает Филиппа своим отцом.

Александр отказывается платить обычную дань персам, грозя, что он возьмёт у Дария то, что ему уже заплачено.

Фессалоникийский правитель Паусаний решает жениться на Олимпиаде, он отправляет к ней послов и дары с целью уговорить Олимпиаду оставить Филиппа и выйти за него замуж. Фессалоникиец приходит на Олимпийские игры, где смертельно ранит Филиппа и хочет похитить Олимпиаду. В этот момент Александр возвращается с победоносной войны. Он немедленно вмешивается в события, ранит Паусания и у умирающего Филиппа спрашивает, что сделать со взятым в плен обидчиком. Александр вкладывает в слабеющую руку Филиппа нож, и тот убивает Паусания. В этот драматический момент Филипп понимает, что сбывается пророчество, данное Амоном Олимпиаде, и что Александр мстит за его обиду. С этой мыслью Филипп умирает.

В восемнадцать лет, после смерти Филиппа, Александр становится царём, он совершает ряд победоносных походов. Будучи в Азии, Александр получает оскорбительное письмо от Дария, который вместе с письмом дарит ему плётку, мяч и ларец с золотом. Плётка означает, что Александру ещё надо учиться, мяч — что он мал и должен играть со сверстниками, а золото — для того, чтобы содержать войско до возвращения домой. В своём письме Дарий обещает также, что возьмёт Александра в плен и он будет распят. В ответном письме Александр даёт своё толкование полученным дарам: плётка означает скорое покорение персов Александром, мяч — весь мир, которым он овладеет, а золото — дань, которую придётся платить персам.

В тяжёлом сражении с персами побеждают македоняне, Дарий бежит, а его семья попадает в плен. Александр видит сон, в котором явившийся ему в образе Гермеса бог Амон советует отправиться к Дарию под видом собственного посла, что он и делает, однако во время пира его узнаёт один из приближённых персидского царя, и Александр бежит. Вскоре ему удаётся окончательно разгромить войска Дария, которого ранят свои же вельможи, задумавшие получить награду от македонского царя. Александр оказыает умирающему Дарию царские почести, и тот поручает ему заботиться о своей семье, а дочь Роксану отдаёт в жёны.

Далее в повествование включаются письма, будто бы написанные Александром вдове Дария, Роксане, матери Олимпиаде и Аристотелю. В письмах Александр рассказывает не только о победе над персами, но и о диковинных странах, в которых ему довелось побывать, где он видел великанов, людей с обличьем львов, блох величиной с жаб и т. д. Однажды македоняне приплывают к какому-то острову, где слышат эллинскую речь, но не видят говоривших. Отдельные смельчаки решаются, выйдя из лодок, добраться до острова, однако тотчас из воды вылезает рак и тянет их за собой. Испугавшиеся македоняне возвращаются на землю. Александр достигает «земли блаженных», где нет ни солнца, ни луны, ни звёзд — только заря. Две птицы в человеческом облике велят Александру вернуться и ходить по той земле, которая ему определена.

После победы над Дарием Александр выступает против индийского царя Пора. Александру, проникнувшему к нему под видом посла, Пор показывает множество зверей (слонов), которых он собирается выпустить на македонское войско. Вернувшись, Алекандр приказывает поставить перед своим войском ряд раскалённых медных статуй. Слоны, напавшие на статуи, обжигаются и не рискуют нападать на воинов. Битва заканчивается поединком между Александром и Пором, в котором Александр убивает индийского царя. Причём в поединке Александру сопутствует удача: он убивает Пора, когда тот оборачивается на какой-то шум, случившийся в индийском войске.

После этого Александр отправляется к «нагомудрецам» рахманам (браминам), с которыми ведёт философские беседы.

После бесед с рахманами Александр хочет видеть их старейшину, и его подводят к человеку, возлежащему на листве. Перед человеком лежат смоквы, дыня и другие овощи. В ответ на целование Александра Дандамий (так зовут «игумена» «нагомудрецов» ) даже не встаёт и не почитает его как царя, говоря ему в качестве приветствия только слово «радуйся». На вопрос Александра о его имуществе Дандамий отвечает, что у них есть земля, деревья, свет, солнце, звёзды и вода. Если им хочется есть, они идут к плодоносящему дереву, на котором ежемесячно вызревают новые плоды. Есть у них река Евфрат, есть жёны. Услышав ответ Дандамия, Александр обращается ко всем рахманам: «Просите у меня что хотите, и дам вам». Тогда рахманы хором просят у Александра бессмертия, на что македонский царь отвечает, что у него нет такого права, а человеческой жизнью распоряжается Бог. Сказав это, Александр приносит Дандамию золото, хлебы, вино и масло, прося принять в память о нём. Дандамий, засмеявшись, отказывается от всех даров, принимая, чтобы македоняне не заподозрили их в гордыне, только масло, которое он, разложив на глазах у Александра костёр, выливает в огонь...

В Индии македонский царь посещает святилище, где растут два говорящих дерева, имеющие дар предсказания. Деревья предрекают Александру скорую смерть вдали от дома.

По пути в Персию Александр под видом своего полководца Антиоха проникает к царице Веронии Кандакии. Видя показываемые ему богатства, Александр замечает: «Это все достойно было бы удивления, если бы принадлежало эллинам, а не тебе». Канда- кия указывает Александру, что она понимает, кто скрывается под обличием Антиоха, показав ему портрет, тайно сделанный с него. Александр обнажает меч, чтобы убить себя и её, но царица обещает ему за оказанную ранее её сыну услугу сохранить Александра «от варваров».

Далее Александр Македонский совершает поход в чудесные земли, где встречает людей с пёсьими головами, с глазами и ртами на груди, людей с шестью руками. Странствуя, он попадает к амазонкам, с которыми не воюет, но взимает дань, а затем — на некий большой остров, где стоит «Солнечный город»; город ослепляет Александра убранством из золота и драгоценных камней. На пути он видит ещё множество чудес, после чего возвращается в Вавилон. За время отсутствия Александра против Олимпиады поднимается мятеж, который возглавляет полководец Антипатр. Антипатр, испугавшись, что возвратившийся Александр будет мстить ему за обиды матери, подсылает к нему своего сына, который через виночерпия Иула даёт Александру яд.

Умирает тридцатидвухлетний Александр долго, прощаясь со своим войском. После долгих споров о том, где его похоронить, останавливаются на Александрии — городе, который он сам основал.

Автор подводит итог историческим деяниям Александра Македонского: он покорил двадцать два варварских народа и четырнадцать «еллинских» племён, основал двенадцать городов, назвав их Александриями.

Пересказала О. В. Гладкова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Реклама