Услышать и понять . Основа доверительных отношений

Краткое содержание книги
Читается за 20 минут, оригинал — 2,5 ч

Метод валидации

Что такое валидация

Быть услышанным — важнейшее желание каждого из нас. Оно заложено на самом глубоком, биологическом уровне: именно социальный IQ отличает людей от других существ, именно способность к коммуникации сформировала человеческий разум. Стремление понимать, что чувствуют другие люди, — ключевой навык человека как вида. Мы рассказываем друг другу новости, делимся планами и жалуемся не потому, что так уж любим болтать. Мы надеемся, что собеседник разделит наши чувства и эти чувства сблизят нас. Когда этого не происходит, между нами открывается пропасть.

Психологу Джону Готтману достаточно понаблюдать за супружеской парой несколько часов, чтобы с точностью до 94% вынести вердикт о том, сохранится ли брак. Ключевой показатель — отклики партнеров на незначительные запросы. Эти запросы супруги посылают друг другу на протяжении всего дня, часто сами не отдавая в этом отчета: «Посмотри-ка на эту машину!», «Ну и погода сегодня!», «Кажется, наш кот опять учинил беспорядок». Эти реплики нужны не столько для того, чтобы поговорить о машине, погоде или коте, сколько для того, чтобы почаще чувствовать эмоциональный отклик партнера. Готтман обнаружил, что партнеры, которые в скором времени расстались, откликались на такие реплики всего в 33% случаев. Партнеры же, сохранившие брак, откликались на запросы в 87% случаев. Поддержание общего эмоционального поля оказалось куда более важным условием крепкого брака, чем возраст и достаток.

Слушать собеседника — полдела. Куда важнее попытаться понять, а потом признать услышанное. В этом — секрет продуктивного общения, и это называется валидацией. Ее формула проста: «Я слышу тебя, понимаю твои чувства и полагаю, что в этих чувствах нет ничего плохого».


Признающие и непризнающие ответы

Реагировать на слова собеседника можно двояко.

Допустим, ваш приятель беспокоится насчет предстоящего экзамена. Сравните два ответа:

«Брось, ты отлично справишься, я в этом уверен».

«Я тебя понимаю, выпускной экзамен — это сложно!»

Оба ли ответа возымеют должную реакцию? Отнюдь. Первый ответ — не что иное, как игнорирование чувств собеседника: вы просто отмахиваетесь от его переживаний. Этот ответ — непризнающий. Напротив, во втором ответе вы признаете чувства собеседника («Я тебя понимаю») и оправдываете их («Выпускной экзамен — это сложно!»). Вы на его стороне. Это признающий ответ.

В повседневном общении непризнающие и признающие ответы перемешаны, но их полезно различать:

Еще одна проблема с непризнающими ответами: они словно предписывают людям переживать или не переживать определенные эмоции, деля их на «плохие» и «хорошие». В результате ваш собеседник нервничает еще больше, поскольку попал в трудную ситуацию, да еще и испытывает «нехорошую» эмоцию: раздражен, хотя вроде бы не должен по статусу, возрасту…

Но в том, что касается эмоциональной жизни, нет хороших и плохих чувств — есть только наши интерпретации. И уж тем более здесь не работают высказанные в шуточной форме приказы взять себя в руки.

Признающие же ответы дают зеленый свет всем эмоциям. Они позволяют человеку чувствовать то, что он чувствует. Это определяет тактику разговора на сложную тему: тому, кто отважился поделиться с вами наболевшим, важно, чтобы вы просто признали его чувства, — в большинстве случаев это куда важнее конкретного совета. Признающий ответ оказывается тут как нельзя кстати.


Развиваем эмпатию

Валидация основана на эмпатии — способности понять и разделить эмоции собеседника. Не путайте ее с симпатией — простой расположенностью к другому, которая ограничивается внешней оценкой. Навещая заболевшего родственника, вы можете сказать ему: «Мне жаль, что ты так скверно себя чувствуешь» — это лишь проявление симпатии, вежливость и не более. Но скажите: «Да, заболеть ветрянкой в 35 — это ужасно!», и вы окажетесь в одном эмоциональном поле с собеседником, разделите его чувства.

Некоторым трудно проявлять эмпатию. К счастью, этот навык можно развить с помощью простых приемов.

Инфографика для книги «Услышать и понять»
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Для многих книг есть инфографика. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Услы­шать и понять
Аудиокнига. 2 ч 59 мин. Читает Александр Алехин.
Бесплатный отрывок:
Купить
549 ₽, ЛитРес
Александр Алехин
2 ч 59 мин