Ураган Айзека

2000
Краткое содержание книги
Читается за 35 минут
Очень кратко:

О Галвестонском урагане 1900 года, о котором мало кто помнит сегодня, хотя эта страшная катастрофа унесла тысячи жизней и оставила глубокий след в истории.

В своей книге писатель Эрик Ларсон, известный русскоязычным читателям по книгам «Дьявол в белом городе» и «В саду чудовищ», подробно описывает ураган, который обрушился на город Галвестон в штате Техас 8 сентября 1900 года. До сегодняшнего дня он считается самым смертоносным стихийным бедствием в истории США: по официальным данным, в урагане погибло около 8 тысяч человек.

Галвестон был крупным процветающим городом, который привык к штормам и бурям: он разместился на острове. В управление города не раз поступали предложения окружить остров волноотбойной стеной, но и местные жители, и городское управление решили, что этого делать не стоит. Кроме того, Галвестон соперничал с Хьюстоном, другим техасским городом, и руководство Галвестона боялось, что строительство дамбы отпугнет инвесторов, а богачи перестанут покупать дома на его побережье. Если прошлые бури не причинили городу вреда, то нечего бояться и будущих. Директор местного отделения погодного бюро Айзек Клайн в 1891 году опубликовал статью в городской газете о том, что никакие смертоносные ураганы на Галвестон не обрушатся и потому защитная стена не нужна. Это было ошибочным решением, которое дорого обошлось жителям островного города.

Ураган 1900 года затопил весь остров, около 3,5 тысяч домов было полностью разрушено, как и мосты, по которым можно было попасть на материк. Не было связи из-за порванных телеграфных проводов. Когда спасатели все же прибыли на остров, они столкнулись со страшными разрушениями.

Эрик Ларсон подробно описывает развитие трагических событий, роль, которую в них сыграл Айзек Клайн, особенности метеорологических наблюдений начала ХХ века и последствия Галвестонского урагана.

Идея 1. С древних времен люди пытались предсказывать появление ураганов, чтобы вовремя спастись

На протяжении долгих веков человек зависел от погоды и потому старался угадывать ее на основании самых разных признаков. Множество людей, как ученых, так и любителей, ежедневно наблюдали за погодными изменениями, чтобы сделать определенные выводы. Дневник погоды всю жизнь вел Томас Джефферсон, отмечая температуру и сравнивая ее с прошлыми периодами, несмотря на неотложные дела. И в XVIII, и до конца XIX века люди вели подробные погодные дневники. Правда, это были только наблюдения без выводов — никто не знал, какие силы управляют стихиями. Но по крайней мере наблюдения делали природные силы ближе и понятнее.

Древние ученые еще до нашей эры пытались дать определение воздуха, узнать, почему возникает и усиливается ветер. Чем больше развивалось мореплавание, тем чаще люди сталкивались с непонятными метеорологическими явлениями. В эпоху великих географических открытий моряки замечали, что неподалеку от Индии постоянно дуют пассаты, наполняющие паруса. Зато в районе экватора, чуть севернее торговых путей, все время стоит мертвый штиль. Кроме того, в океанах бывают страшные штормы, которым предшествует легкая буря, а потом затишье: ветер стихает, светит солнце. Но это затишье перед настоящей бурей. С такими штормами столкнулся Колумб во время своего последнего путешествия, в котором посчастливилось выжить только его судну из всей флотилии. Еще во время первого плавания на «Пинте», «Нинье» и «Санта-Марии» он заметил огромные маслянисто-гладкие волны, которые поднимали корабли на большую высоту, но не причиняли им никакого вреда. Он не знал, что они были предвестниками урагана, который начинал зарождаться за сотни километров оттуда. Постепенно он изучил особенности Карибского моря: бесконечные дожди и шквалы часто сменяли мягкую солнечную погоду. Он научился по небу определять и штиль, и бурю.

Завистник и враг Колумба Франсиско де Бобадилья пытался опорочить его, на время даже засадил в тюрьму, но Фердинанд и Изабелла простили Колумба, разрешили отправиться в последнее плавание и забрать причитающееся ему золото. Бобадилье поручили погрузить золото Колумба на отдельный корабль, и он выбрал самый маленький и хрупкий под названием «Агуха», явно считая, что эта скорлупка должна затонуть первой.

В районе острова Эспаньола Колумб заметил маслянистые волны, жару и красноватое небо. На остров ему запрещено было высаживаться из-за интриг Бобадильи. Почувствовав, что вот-вот начнется сильный шторм, он поставил четыре своих корабля на якорь таким образом, чтобы остров Эспаньола оказался между ними и штормом.Тем временем флотилию Бобадильи из 40 кораблей, нагруженных золотом шторм застал в проливе между Эспаньолой и Пуэрто-Рико. Корабли Колумба он лишь слегка задел. От флота Бобадильи осталось 4 корабля, в том числе крошечная «Агуха» с золотом Колумба.

Не только Колумб, но и другие замечали изменения в небе, предшествовавшие шторму. Например, Уильям Дампьер, сочетавший пиратский промысел с наблюдением за природными явлениями, отмечал странный цвет неба — кирпично-пыльный.

Не только Карибское море было богато ураганами. В 1703 году в Англии разразилась одна из самых страшных бурь в истории, описанная Даниэлем Дефо. Судоходство было полностью парализовано, все корабли вынуждены были остаться в порту, а те, что собирались причалить, должны были встать на якорь в море. Через несколько дней ветер утих, корабли, в том числе несколько русских военных судов, причалили в Ярмуте. Казалось бы, самое худшее осталось позади. И тогда владельцы барометров, в том числе натуралист Антони ван Левенгук, увидели, что уровень ртути в них резко упал. Тогда-то и разразилась настоящая буря. Ветер срывал крыши с домов, в том числе с Вестминстерского аббатства. Почти полсотни ветряных мельниц были разрушены, а их крылья вращались так быстро, что возникавшие от трения искры вызывали пожары в соседних зданиях. Только на Темзе было разрушено 700 кораблей. Уровень воды поднялся, прорвал дамбы у реки Северн и хлынули в долину, потопив огромное количество скота. Однако человеческие потери на суше были относительно небольшими — 128 человек. Но шторм затопил сотни кораблей, в том числе и военные русские суда. В целом погибло 8 тысяч моряков.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: