Мышление без слепых зон . 8 навыков для принятия правильных решений

2021
Краткое содержание книги
Читается за 25 минут, оригинал — 8 ч
Очень кратко:

О двух моделях мышления, о том, как мы упорствуем в заблуждениях, как бороться с предрассудками и принимать лучшие решения.

Джулия Галеф, автор книги, указывает, что люди воспринимают информацию двумя способами, которые она называет «мышлением солдата» и «мышлением разведчика». От того, какой именно способ мышления использует человек, зависят его выводы, его представления о мире и решения. Цель ее книги — помочь выбраться из иллюзий и трезво взглянуть на реальность.

Автор приводит исторический пример. В 1894 году военный суд Франции признал офицера Альфреда Дрейфуса виновным в государственной измене, несмотря на сомнительные доказательства. Для суда оказалось достаточно того, что Дрейфус был евреем и неприятным человеком одновременно. Его приговорили к пожизненному заключению на острове Дьявола. Через год материалы дела попали в руки другому офицеру, Жоржу Пикару, который добился пересмотра дела. Спустя 12 лет Альфред Дрейфус был признан невиновным, освобожден и восстановлен в звании, после чего прожил еще 30 лет и стал героем войны. А Жорж Пикар в 1906 году стал военным министром Франции.

Полковник Жорж Пикар был антисемитом, он не доверял евреям в принципе. Он был лично знаком с Дрейфусом и питал к нему явную неприязнь (видимо, характер у бедняги Альфреда и впрямь был прескверный). Но это не помешало Пикару докопаться до истины. Его не остановил даже реальный риск, которому подверглась его собственная жизнь в процессе расследования. Он обладал тем, что автор называет «мышлением разведчика», уникальным комплексом навыков, позволяющим принимать правильные решения и выносить действительно непредвзятые суждения.

Идея 1. Наша идентичность может стать ловушкой

Люди социальны, мы соотносим себя с теми или иными сообществами. Один и тот же человек может одновременно быть греком, инженером, отцом, филателистом, христианином и волонтером в доме престарелых. В разговоре о работе он сообщит, что он инженер. В других ситуациях он заявит о себе как о волонтере или отце. В путешествии за границу он непременно уточнит, что он из Греции. Так проявляет себя идентичность, важный социальный механизм, который позволяет нам осознать себя и своё место среди других людей. Базовые параметры, по которым каждый из нас идентифицирует себя, — это пол и раса, нация, семейное положение, социальный статус и религия.

Идентичность подразумевает определенный набор характеристик. Так, понятие «мужчина» включает не только физиологический аспект, но и общие представления о мужчинах, свойственные конкретному сообществу (физическая сила, профессия, доминирование, забота о близких и т. д.). Мало идентифицировать себя. Важно, чтобы и общество идентифицировало нас по такому же набору признаков. Для этого мы демонстрируем именно те качества, которые члены группы считают социально приемлемыми и одобряемыми.

Наша личность, то, как мы видим себя, кем себя считаем, как относимся к себе и другим, собирается из множества таких идентичностей. Чем либеральнее общество, тем большую свободу в выборе собственных идентичностей оно дает. Есть огромная разница в представлении о себе западного человека и жителя глухой деревни в горах Афганистана. Если количество идентичностей в традиционной культуре строго ограничено, то в современном западном обществе единственная идентичность, которую мы не можем поменять, как бы ни хотели, это убеждение «я человек». Если кто-то вдруг начнет считать себя жирафом, проблемы гарантированы. Всё остальное (гендер, профессия, политические взгляды, гражданство и прочее) может быть гибким.

Все выбранные нами характеристики формируют своего рода глобальную идентичность. Частью нашей глобальной идентичности может стать любая другая идентичность помельче — политические и религиозные взгляды, отношение к науке и искусству. Пока человек способен разделять себя и свои роли/идентичности, всё в порядке. Сложности начинаются, когда наша личность чрезмерно срастается с определенной идентичностью. Идентичность начинает влиять на наши суждения о себе и мире. Включаются два механизма — ощущение, что на нас нападают, и чувство гордости за свои убеждения, а критическое мышление отключается.

Чем сильнее ощущение, что против вас весь мир, тем выше вероятность, что идентичность, которая вызвала такую реакцию, станет частью вашей личности. По этому принципу работают секты. Чем больше члена секты высмеивают, стигматизируют, тем сильнее он верит в свои идеи и хочет их отстаивать, тем большее духовное родство он чувствует с другими членами секты. При этом не имеет значения, насколько убеждения соответствуют реальности. Чем больше неприятия и критики ощущает член секты, тем больше он гордится тем, что является приверженцем «истинной» веры. В этом смысле между христианским мучеником, готовым умереть от когтей диких зверей в Колизее, и фанатичным куклуксклановцем, призывающим к террору и сегрегации, разницы нет.

Мало в какой теме можно встретить такую страсть и агрессию, такую любовь и ненависть, как в дискуссии о воспитании детей. Какой бы ни был вопрос (грудное вскармливание или смесь, делать прививки или нет, отдавать детей в детский сад или нет), жаркий спор обеспечен. Детство ребенка — это способ показать миру, кто ты и каковы твои убеждения.

Как понять, что мы начинаем сливаться с одной из своих идентичностей и пора бить тревогу? Обратите внимание на следующие признаки:

Первое — самопрезентация. Человек слишком активно демонстрирует свою приверженность чему-либо и агрессивно навязывает свои убеждения.

Второе — фраза «Я верю». Если какое-то свое заявление человек начинает со слов «я верю», то, скорее всего, это убеждение стало частью его идентичности.

«Люди способны меняться» — наше представление об окружающем мире.

«Я верю, что люди способны меняться» — наше представление о самом себе, о том, каким мы хотим видеть себя: щедрым, милосердным и способным помогать другим.

Третье — раздражение. Если кто-то в вашем присутствии критикует какую-то группу людей (например, атеистов или верующих), а в вас просыпаются раздражение и желание вступить в спор, то ваши убеждения уже стали частью вашей идентичности.

Четвертое — вызывающая речь. Если в разговоре с другими людьми вы используете фразы «я горжусь этим», «готов постоять за…», это говорит о влиянии идентичности на ваши суждения.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокниги

Мыш­ле­ние раз­вед­чика. Почему одни люди видят все как есть и при­ни­мают пра­виль­ные реше­ния, а дру­гие – заблу­жда­ются
Аудиокнига. 8 ч 3 мин. Читает Нона Трояновская.
Бесплатный отрывок:
Купить
549 ₽, ЛитРес
Нона Трояновская
8 ч 03 мин
Мыш­ле­ние без сле­пых зон. 8 навы­ков для при­ня­тия пра­виль­ных реше­ний
Аудиокнига. 8 ч 22 мин. Читает Анастасия Лебедева.
Бесплатный отрывок:
Купить
549 ₽, ЛитРес
Анастасия Лебедева
8 ч 22 мин