Проект «Феникс» . Роман о том, как DevOps меняет бизнес к лучшему

англ. The Phoenix Project · 2013
Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 11 ч

Роман о DevOps

Эта книга — история одного вымышленного предприятия, своего рода производственный роман. На этом примере авторы книги постарались показать, почему так важно, чтобы в компании айтишники активно взаимодействовали с сотрудниками всех остальных отделов, и как правильно организовать такое сотрудничество. Авторы, специалисты и консультанты по IT-менеджменту ориентируются на управленческие методы DevOps, Agile, Continuous delivery, производственную систему Toyota. DevOps — основной метод, который описывается в книге, предполагает максимально активное взаимодействие в компании специалистов по IT-разработке со специалистами по IT-обслуживанию, взаимную интеграцию их рабочих процессов. Эффективная разработка и эксплуатация программного обеспечения и вся работа IT-сектора невозможна без сотрудничества IT-специалистов со всеми остальными подразделениями компании. Отсутствие грамотного IT-менеджмента ведет к тому, что IT-сектор оказывается погребен под завалами разнородных задач, поступающих из всех отделов компании, что приводит к накоплению огромного технического долга и в конце концов совершенно парализует работу.

Наша история началась одним сентябрьским утром, когда Билл Палмер, руководитель небольшой IT-группы в компании Parts Unlimited, как обычно, ехал на работу. Но вдруг его привычные размышления о повседневных делах прервал звонок из отдела кадров с просьбой срочно зайти. Как выяснилось, Билла вызывает к себе генеральный директор (CEO) Стив Мастерс, решивший поставить его во главе всего IT-сектора.

Parts Unlimited — крупный производитель автозапчастей и комплектующих, компания с долгой историей, уходящей корнями в 1920-е годы. Положение ее на рынке в последнее время незавидное. Конкуренты обходят Parts Unlimited во всех областях, объем продаж снизился, внедрение новых технологий идет с большим скрипом, штат сокращается. Поговаривают даже о расформировании некоторых подразделений.

В попытке вдохнуть в Parts Unlimited новую жизнь пару лет назад был разработан проект «Феникс» — создание общей платформы для всех заказов, оформленных как в магазинах, так и через интернет. Но «Феникс» тоже буксует: время его внедрения давно превысило все сроки, а стоимость сильно вышла за рамки бюджета. Основной проповедник «Феникса» — коммерческий вице-президент Сара Моултон, один из основных помощников Стива, который позволил ей привлекать все доступные ресурсы.


Структура Parts Unlimited

• Правление (CEO, совет директоров)
• Производство (заводы, сборочные линии)
• Сеть распределения продукции (магазины, склады, доставка)
• Бизнес-сектор (бухгалтерия, отделы финансов, маркетинга, продаж, аналитики)
• IT-сектор (разработка ПО, IT-обслуживание, информационная безопасность)

В IT-секторе отдел IT-обслуживания (IT Operations) занимается обслуживанием программного обеспечения и компьютеров во всех подразделениях Parts Unlimited. Такие отделы есть сегодня в большинстве компаний. Их сотрудники — системные администраторы и операторы поддержки пользователей. Отдел разработки ПО (IT Development) создает по заказу топ-менеджмента новые приложения и тестирует их, а затем передает в IT-обслуживание для развертывания в реальной рабочей среде. Отдел информационной безопасности (InfoSec) следит за соблюдением правил безопасности IT.

Взлеты и падения

Новая должность и новые проблемы

В Parts Unlimited директора по информационным технологиям (CIO) постоянно увольнялись. Ходила даже шутка о том, что назначение на должность CIO — это конец карьеры. На этот раз компания осталась не только без CIO, но и без начальника IT Operations.

Билл Палмер понимал всю сложность работы в IT-обслуживании: даже ему, руководителю небольшого коллектива, приходилось постоянно выслушивать жалобы о сбоях в сети и неработающих компьютерах. Он хотел отказаться от повышения, но Стив, умело управляя беседой и вспомнив предыдущие заслуги и армейское прошлое Билла, вынудил его невольно согласиться. Да и прибавка к зарплате не помешала бы Биллу, ведь они с женой все еще не выплатили кредит за дом и воспитывают двух сыновей.

Поздравив Билла с повышением, Стив тут же бросает его на передовую — случился очередной «сбой первого уровня»: рухнула программа расчета зарплаты, а перечислить людям деньги нужно сегодня до пяти вечера. Если этого не сделать, компания нарушит нормы трудового законодательства, профсоюзы поднимут шумиху, начнутся проверки и репутация Parts Unlimited испортится окончательно.


Первые шаги: хаос и неразбериха

Прибежав в финансовый отдел, Билл застает там полный хаос: сотрудники вручную пересчитывают ведомости и вносят данные в наспех сделанную программу корректировки, которую им прислали разработчики в обход IT-обслуживания. Оказывается, все данные о почасовой работе обнулились, а вместо данных о работниках в некоторых полях всплывают нечитаемые символы.

Билл говорит руководству, что постарается сделать все возможное, но советует подготовиться к плану Б: провести выплаты по платежным ведомостям прошлого месяца. Но тогда может оказаться, что кому-то выплатят не ту сумму, новые сотрудники останутся без зарплаты, а уволившимся заплатят лишние деньги, которые придется потом возвращать. К тому же на носу финансовая проверка, и за такие фокусы очень сильно не поздоровится главным бухгалтерам и финансовому директору Дику Лэндри.

Билл возвращается в свое здание — одно из самых старых и не­ухоженных в компании, что как бы намекает на приоритеты. В сетевом операционном центре он застает своих бывших коллег, а теперь подчиненных: Уэса, начальника отдела распределенных операций, и Патти, начальника сервисной поддержки. Вместе с другими сотрудниками они на повышенных тонах обсуждают падение сети хранения данных (SAN). Оказывается, прошлым вечером сообщение о сбое в системе зарплат пришло во время обновления SAN. Ведущий инженер Уэса, «незаменимый» Брент, предположил, что SAN повредил данные, и предложил откатить обновление. После этого уже не работало все.

Инфографика для книги «Проект „Феникс“»
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Для многих книг есть инфографика. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Про­ект «Феникс». Роман о том, как DevOps меняет биз­нес к луч­шему
Аудиокнига. 13 ч 14 мин. Читает Андрей Крупник.
Бесплатный отрывок:
Купить
419 ₽, ЛитРес
Андрей Крупник
13 ч 14 мин