Искусство путешествовать

англ. The Art of Travel · 2002
Краткое содержание книги
Читается за 40 минут, оригинал — 7 ч
Очень кратко:

О том, почему люди любят путешествовать и как путешествовать так, чтобы получать максимальное удовольствие.

Волна странствий постепенно накрывает весь мир. Мало кто удивляется, услышав слова — Booking, Airbnb, Couchsurfing, Tripadvisor, Lonelyplanet, Aviasales, Skyscanner. Они прочно вошли в наш мир вместе с культурой путешествий. Мы стали перемещаться свободнее и легче. Этому утверждению не нужно искать доказательств. В нашем окружении всегда найдется несколько человек, которые только вернулись из путешествия либо в него отправляются.

Границы между странами и культурами постепенно стираются благодаря техническому прогрессу. С распространением интернета путешествие стало осязаемой возможностью, а не опасной авантюрой, на которую отважатся лишь избранные. Под рукой есть все, чтобы хорошо продумать путешествие. Мы бронируем жилье, изучаем travel-блоги и даже знакомимся с местными через интернет. Имея такие возможности, все больше людей решают покинуть свой привычный мир хотя бы на несколько дней.

Уже после первой поездки мы «подсаживаемся» на путешествия настолько сильно, что странствия становятся своеобразным эквивалентом счастья. Без них мы не ощущаем себя наполненными и живущими полной жизнью. Мы противопоставляем приевшуюся реальность далекому миру свободы и приключений.

Человек редко задумывается над тем, почему его тянет к новым местам и ощущениям. Наша природа такова, что мы уделяем большее значение тому, куда мы едем. С друзьями мы делимся советами о местах, которые уже посетили. Они же в свою очередь рассказывают, куда стоит съездить нам. Разговор о путешествиях превращается в обмен географическими названиями с краткими к ним комментариями.

Британский писатель Ален де Боттон предлагает пересмотреть привычный подход к путешествиям. В книге «Искусство путешествовать» он показывает сложность и многогранность этого социального феномена. Автор призывает взглянуть на тягу к странствиям свежим и внимательным взглядом. Люди пытаются ответить на философские вопросы, штудируя тонны книг и учебников. Но самый доступный способ понять истину — это оглянуться вокруг. Задуматься, как, с кем и куда мы едем. А главное — почему.

В книге вы не найдете практических советов о том, как нужно путешествовать. Она о большем — об умении видеть красоту вокруг и наслаждаться ею. Автор рассказывает, как объективно посмотреть на мир без привязки к личным эмоциям.

Книга состоит из девяти философских эссе, в которых де Боттон рассуждает о собственном и чужом опыте путешествий. Анализируя биографии известных людей — художников, писателей, поэтов, ученых-натуралистов, он дает ответы на следующие вопросы: «Что побуждает людей отправиться в путь?»; «Почему путешественники чувствуют себя разочарованными, едва сойдя с трапа самолета?»; «Что движет вашими друзьями и родными, когда они уезжают на другой конец Земли?»; «Что заставляет их рисковать жизнью ради красивого вида на жерло вулкана?»; «Почему мы составляем маршрут, ориентируясь на места из книг и полюбившихся нам картин?». И главный вопрос — «Можно ли путешествовать, не выходя из дома?».

Идея 1. То, как мы воспринимаем поездку, зависит от нашего эмоционального состояния и ожиданий, которые мы на нее возлагаем

Людям свойственно мечтать об идеальном путешествии, в котором все идет согласно плану. Мало кто задумывается о неприятностях, которые могут случиться — начиная от опоздания на рейс и заканчивая серьезной тропической болезнью. Одни путешественники справляются со сложностями с улыбкой, а другие еще долго не могут отойти от таких «сюрпризов».

Предвкушая поездку, никто не ожидает подобных событий. Путешественники полагаются на свою удачу и веру в то, что все пройдет безупречно. Но разочарованиям есть место в любом путешествии — цвет воды не такой лазурный, как на фотографиях, попутчик оказывается болтливым и неприятным типом, а вместо тихого и уютного местечка приходится жить в шумной и грязной гостинице.

Путешественники постоянно сталкиваются с несоответствием своих ожиданий и мира вокруг. Автор книги пытается найти этому объяснение и попутно рассказывает, как работает механизм предвкушения. По его мнению, реальность не хуже, чем вымышленный нами мир. Просто она другая.

Когда мы собираемся в поездку, в голове появляется образ будущего. Если мы планируем кататься на лыжах, то представляем себя счастливыми после целого дня катания по заснеженным склонам. А если предстоит двухнедельный отдых в Таиланде, то мы мысленно купаемся в волнах Индийского океана. Мы создаем идеальную, но весьма ограниченную в деталях картину. В наших фантазиях нет места мелочам, с которыми нам придется столкнуться в реальности, потому что воображение не может вместить всё разнообразие деталей обычной жизни.

Представьте одну маленькую сцену из путешествия — поездку из аэропорта в отель. Когда мы проживаем этот момент, на нас обрушивается шквал деталей. Мозг фиксирует все: смешной акцент пограничника, выкатившийся чужой чемодан в форме морковки, скопление таксистов у входа, отсутствие мыла в туалете, дикую жару, множество комаров на улице, грязный пол автобуса. И это только малая часть всего, что вы можете запомнить и увидеть. Естественно, что мозг опускает эти детали в моменты предвкушения поездки. Иначе можно было бы сойти с ума. Но реальная жизнь не пытается уберечь нас, она показывает нам все свое многообразие. Чем больше деталей появляется вокруг, тем нам сложнее сопоставить реальность с той бездетальной картинкой, которая сложилась у нас в голове.

Избирательность человеческого разума можно сравнить с тем, как представлена жизнь в искусстве, то есть на картинах и в книгах. Художники и писатели из множества фактов выбирают только то, что им важно и интересно. Они упрощают мир всего до нескольких образов.

Мы лучше воспринимаем важные события и впечатления в момент их ожидания и предвкушения. Пока событие еще не наступило, разум может сосредоточиться на важном, игнорируя ненужные детали. Так же дело обстоит и с воспоминаниями. Полет на другой континент мог показаться вам целой вечностью. Вы читали журнал, ужинали, слушали разговоры соседей. Но уже через пару дней вы с трудом вспомните лица бортпроводников и пассажиров. А через несколько лет вы сможете вспомнить только то, что попали из точки, А в точку Б. Поэтому одной из причин настигающего нас во время путешествия разочарования является наш собственный разум, который обрабатывает информацию таким образом.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: