Сомерсет Моэм
Сомерсет Моэм
1874−1965

Луна и грош

1919
Краткое содержание романа
Читается за 5–10 мин
Оригинал — за 5−6 ч

После смерти художник Чарлз Стри­к­ленд был признан гением, и, как это обычно бывает, каждый, кто видел его хотя бы раз, спешит писать мемуары и толко­вать его твор­че­ство. Одни делают из Стри­к­ленда добро­душ­ного семья­нина, забот­ли­вого мужа и отца, другие лепят портрет безнрав­ствен­ного чудо­вища, не упуская ни малейшей подроб­ности, что могла бы подо­греть интерес публики. Автор чувствует, что должен напи­сать правду о Стри­к­ленде, ибо знал его ближе, чем другие, и, привле­чённый ориги­наль­но­стью личности худож­ника, внима­тельно следил за его жизнью задолго до того, как Стри­к­ленд вошёл в моду: ведь самое инте­ресное в искус­стве — это личность творца.

Действие романа проис­ходит в начале XX в. Автор, молодой писа­тель, после своего первого лите­ра­тур­ного успеха приглашён на завтрак к миссис Стри­к­ленд — буржуа часто питают слабость к людям искус­ства и считают лестным для себя вращаться в арти­сти­че­ских кругах. Ее мужа, бирже­вого маклера, на таких завтраках не бывает — он слишком зауряден, скучен и непри­ме­ча­телен.

Но внезапно традиция завтраков преры­ва­ется, — ко всеоб­щему изум­лению, заурядный Чарлз Стри­к­ленд бросил жену и уехал в Париж. Миссис Стри­к­ленд уверена, что муж сбежал с певичкой — роскошные отели, дорогие ресто­раны... Она просит автора поехать за ним и угово­рить его вернуться к семье.

Однако в Париже оказы­ва­ется, что Стри­к­ленд живёт один, в самой дешёвой комнате самого бедного отеля. Он признает, что поступил ужасно, но судьба жены и детей его не волнует, равно как и обще­ственное мнение, — остаток жизни он намерен посвя­тить не долгу перед семьёй, а самому себе: он хочет стать худож­ником. Стри­к­лендом словно бы владеет могучая, непре­одо­лимая сила, которой невоз­можно проти­во­стоять.

Миссис Стри­к­ленд, при всей её любви к искус­ству, кажется гораздо оскор­би­тельнее то, что муж бросил её ради живо­писи, она готова простить; она продол­жает поддер­жи­вать слухи о романе Стри­к­ленда с фран­цуз­ской танцов­щицей.

Через пять лет, вновь оказав­шись в Париже, автор встре­чает своего прия­теля Дирка Стрева, низень­кого, толстень­кого голландца с коми­че­ской внеш­но­стью, до неле­пости доброго, писав­шего хорошо прода­ю­щиеся сладенькие итальян­ские жанровые сценки. Будучи посред­ственным худож­ником, Дирк, однако, вели­ко­лепно разби­ра­ется в искус­стве и верно служит ему. Дирк знает Стри­к­ленда, видел его работы (а этим могут похва­статься очень немногие) и считает его гени­альным худож­ником, а потому нередко ссужает день­гами, не надеясь на возврат и не ожидая благо­дар­ности. Стри­к­ленд действи­тельно часто голо­дает, но его не тяготит нищета, он словно одер­жимый пишет свои картины, не забо­тясь ни о достатке, ни об извест­ности, ни о соблю­дении правил чело­ве­че­ского обще­жития, и как только картина закон­чена, он теряет к ней интерес — не выстав­ляет, не продаёт и даже просто никому не пока­зы­вает.

На глазах автора разыг­ры­ва­ется драма Дирка Стрева. Когда Стри­к­ленд тяжело заболел, Дирк спас его от смерти, перевёз к себе и вдвоём с женой выха­живал до полного выздо­ров­ления. В «благо­дар­ность» Стри­к­ленд всту­пает в связь с его женой Бланш, которую Стрев любит больше всего на свете. Бланш уходит к Стри­к­ленду. Дирк совер­шенно раздавлен.

Такие вещи совсем в духе Стри­к­ленда: ему неве­домы нормальные чело­ве­че­ские чувства. Стри­к­ленд слишком велик для любви и в то же время её не стоит.

Через несколько месяцев Бланш кончает жизнь само­убий­ством. Она любила Стри­к­ленда, а он не терпел притя­заний женщин на то, чтобы быть его помощ­ни­цами, друзьями и това­ри­щами. Как только ему надоело писать обна­жённую Бланш (он исполь­зовал её как бесплатную натур­щицу), он оставил её. Бланш не смогла вернуться к мужу, как ядовито заметил Стри­к­ленд, не в силах простить ему жертв, которые он принёс (Бланш была гувер­нанткой, её соблазнил сын хозяина, а когда откры­лось, что она бере­менна, её выгнали; она пыта­лась покон­чить с собой, тогда-то Стрев и женился на ней). После смерти жены Дирк, убитый горем, навсегда уезжает на родину, в Голландию.

Когда наконец Стри­к­ленд пока­зы­вает автору свои картины, они произ­водят на него сильное и странное впечат­ление. В них чувству­ется неимо­верное усилие выра­зить что-то, желание изба­виться от силы, владе­ющей худож­ником, — словно он познал душу Вселенной и обязан вопло­тить её в своих полотнах...

Когда судьба забра­сы­вает автора на Таити, где Стри­к­ленд провёл последние годы своей жизни, он расспра­ши­вает о худож­нике всех, кто его знал. Ему расска­зы­вают, как Стри­к­ленд, без денег, без работы, голодный, жил в ночлежном доме в Марселе; как по поддельным доку­ментам, спасаясь от мести некоего Строп­ти­вого Билла, нанялся на пароход, идущий в Австралию, как уже на Таити работал надсмотр­щиком на план­тации... Жители острова, при жизни считавшие его бродягой и не инте­ре­со­вав­шиеся его «картин­ками», очень жалеют, что в своё время упустили возмож­ность за гроши купить полотна, стоящие теперь огромные деньги. Старая таитянка, хозяйка отеля, где живёт автор, пове­дала ему, как она нашла Стри­к­ленду жену — туземку Ату, свою дальнюю родствен­ницу. Сразу после свадьбы Стри­к­ленд и Ата ушли в лес, где у Аты был небольшой клочок земли, и следу­ющие три года были самыми счаст­ли­выми в жизни худож­ника. Ата не доку­чала ему, делала все, что он велел, воспи­ты­вала их ребёнка...

Стри­к­ленд умер от проказы. Узнав о своей болезни, он хотел уйти в лес, но Ата не пустила его. Они жили вдвоём, не общаясь с людьми. Несмотря на слепоту (последняя стадия проказы), Стри­к­ленд продолжал рабо­тать, рисуя на стенах дома. Эту настенную роспись видел только врач, который пришёл наве­стить боль­ного, но уже не застал его в живых. Он был потрясён. В этой работе было нечто великое, чувственное и страстное, словно она была создана руками чело­века, проник­шего в глубины природы и открыв­шего её пуга­ющие и прекрасные тайны. Создав эту роспись, Стри­к­ленд добился того, чего хотел: он изгнал демона, долгие годы владев­шего его душой. Но, умирая, он приказал Ате после его смерти сжечь дом, и она не посмела нару­шить его последнюю волю.

Вернув­шись в Лондон, автор вновь встре­ча­ется с миссис Стри­к­ленд. После смерти сестры она полу­чила наслед­ство и живёт очень благо­по­лучно. В её уютной гостиной висят репро­дукции работ Стри­к­ленда, и она ведёт себя так, словно с мужем у неё были прекрасные отно­шения.

Слушая миссис Стри­к­ленд, автор почему-то вспо­ми­нает сына Стри­к­ленда и Аты, словно воочию увидев его на рыбацкой шхуне. А над ним — густую синеву небес, звезды и, насколько хватает глаза, водную пустыню Тихого океана.  Автор пересказа: Г. Ю. Шульга

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997
Рассказать друзьям:
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Читайте также

Сомерсет Моэм
Моэм
Джулия Лэмберт — лучшая актриса Англии. Ей сорок шесть лет; она красива, богата, знаме­нита; занята любимым делом в самых благо­при­ятных для этого усло­виях, то есть играет в собственном театре; ...
Сомерсет Моэм
Моэм
Начало XX в. Девя­ти­летний Филип Кэри оста­ётся сиротой, и его отправ­ляют на воспи­тание к дяде-священ­нику в Блэкс­тебл. Священник не испы­ты­вает к племян­нику нежных чувств, ...
Фрэнсис Фицджеральд
Фицджеральд
«Если мерить личность её умением себя прояв­лять, то в Гэтсби было нечто воис­тину вели­ко­лепное, какая-то повы­шенная чувстви­тель­ность ко всем посулам жизни.....
Что непонятно? Что упущено? Что можно улучшить? Все отзывы читаем, публикуем только полезные и интересные.